Версия официального сайта для слабовидящих
Об институте
История развития института
Основная информация
Структура института
Обращение директора
Официальные документы
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Сведения об образовательной организации
Основные подразделения
Ученый совет
Администрация
Эксплуатационно-технический отдел
Отдел технического контроля вычислительной техники и коммуникаций
Финансовый отдел
Отдел кадров
Отдел по формированию контингента студентов и дополнительного образования
Библиотека
Отдел научно-исследовательской и инновационной деятельности
Отдел по внеучебной работе
Учебно-методический отдел
Профсоюзный комитет
Учебная деятельность
Учебно-методический совет
Образовательные стандарты
Образовательные программы, реализуемые в ТИ (ф) СВФУ в 2017-2018 уч.г.
Научно-исследовательская деятельность
Заместитель директора по научной работе
Научно-технический совет
Отдел научно-исследовательской и инновационной деятельности
Лаборатории
Ответственные по НИиИД структурных подразделений
Нормативные документы
Сборники и материалы конференций
Внеучебная и воспитательная деятельность
Заместитель директора по ВУР
Отдел по внеучебной работе
Общественные организации
Меры социальной поддержки
Размеры и условия предоставления социальной поддержки
Персональный состав комиссии
Программа развития по внеучебной работе
Советы психолога
Международное сотрудничество
Кафедры
Сотрудничество
Социально-бытовые условия
Студенческое общежитие
Наличие общежития и условия предоставления
Формирование оплаты за общежитие
Спортивные объекты
Общественное питание
Медицинский кабинет
Закупки
Закупки
Закупки по программе развития ТИ (ф) СВФУ
Закупки для нужд института
Новости ТИ (ф) СВФУ
Форум

Вход в вебинар

:

Анонс событий

С 29 марта по 31 марта 2018 г. в г. Нерюнгри будет проходить XIX Всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых, аспирантов и студентов, с международным участием.

Скачать первое информационное письмо XIX ВНК

#25 ФАКТОВ Приемная кампания
 

Отечественная филология

Отечественная филологияОтечественная филология

Филолог должен знать три вещи:
прошлое, настоящее, самого себя.
Ф. Ницше

    Каждый выпускник школы с тревогой и волнением ждет окончания учебного года, ведь ему предстоит сделать нелегкий выбор, который определит дальнейшую судьбу – выбор образования. И родителей, и будущих абитуриентов волнует множество вопросов: в какой вуз пойти, какому направлению подготовки отдать предпочтение, какую профессию в итоге сможешь получить и где трудоустроиться и др.
    Направление подготовки «Отечественная филология (Русский язык и литература)» − одно из ведущих направлений высшего образования в ТИ (ф) СВФУ, лидер в вузовской системе подготовки филологов на юге республики.

    Открытие в 1998 году в Нерюнгринском филиале Якутского государственного университета специальности «Филология» состоялось благодаря энтузиазму и творческой активности известного ученого-исследователя, доктора филологических наук, профессора Любови Геннадьевны Кихней. В настоящее время она работает в Институте международного права и экономики имени А.С. Грибоедова в г. Москве, но продолжает поддерживать научные и дружеские связи с родной кафедрой.
    Так в чем же преимущества получения высшего филологического образования в Техническом институте?
    Чему учат студентов профиля «Отечественная филология»? Они получают классическое гуманитарное образование, предполагающее глубокое изучение и анализ русского языка, современных иностранных языков, знакомство с классическими языками. Русская и мировая литература также изучаются во всем многообразии, начиная с мифологии и заканчивая постмодернизмом. Старшекурсники изучают специальные дисциплины: педагогическое мастерство, организационно-педагогические условия реализации ФГОС ООО, проектный практикум, практикум по созданию текстов и многие другие.
    Кем выпускник-филолог сможет работать? Филологическое образование дает студенту коммуникативные навыки, поэтому выпускники работают во всех сферах, связанных с общением с людьми, в том числе в учебных заведениях всех уровней, в издательствах, редакциях газет и журналов, на телевидении и т.д.
    Кто обеспечивает качественную подготовку будущих филологов? Преподавательскую деятельность осуществляют высококвалифицированные педагоги: доктора филологических наук Е.В. Меркель, Л.Г. Кихней, О.И. Осипова, кандидаты филологических наук Н.В. Чаунина, Н.В. Бараханова, Е.Р. Авилова, Л.А. Яковлева и др.
    С целью формирования профессиональных компетенций, влияющих на успешное трудоустройство студентов-выпускников, в учебные планы было заложено большее количество зачетных единиц на производственные практики, увеличилось количество профильных дисциплин. Профессиональную подготовку студентов-филологов на протяжении многих лет ведет учитель русского языка и литературы высшей категории, заместитель директора по учебной работе СОШ №2 И.В. Терпугова.
    Установленные контакты с учеными-филологами Москвы, Красноярска, Владивостока, Хабаровска, Кемерова, Комсомольска-на-Амуре, Новосибирска, Самары, позволяют нерюнгринским преподавателям быть в курсе самых актуальных вопросов лингвистики и литературоведения и на высоком уровне организовывать учебный процесс.
    Немаловажное значение для подготовки квалифицированных специалистов-филологов имеет практическая сторона обучения. Для этого кафедра сотрудничает со школами города и республики.
    Может ли студент-филолог стать ученым? Кафедра по праву гордится своими выпускниками О.Р. Темиршиной и О.И. Осиповой, защитившими диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук, а также кандидатами филологических наук – Сысоевой О.А., Барахановой Н.В., Авиловой Е.Р, Чехуновой О.А.
    Одним из направлений научной деятельности кафедры является изучение русской литературы XX века, в рамках которого осуществляются исследования творчества выдающихся поэтов и прозаиков двадцатого столетия: А. Ахматовой, О. Мандельштама, Н. Гумилева, В. Брюсова, И. Анненского, Вяч. Иванова, В. Высоцкого, Саши Соколова, Б. Гребенщикова. За время существования кафедры было защищено 15 кандидатских диссертаций и одна докторская диссертация по специальности «Русская литература». Результаты проведенных исследований легли в основу ряда авторских курсов по литературоведческим дисциплинам, получили дальнейшее развитие в рамках курсовых и дипломных работ студентов, нашли отражение в многочисленных публикациях международного и зарубежного уровня.
    Другое научное направление научно-исследовательской деятельности кафедры − топонимия Южно-Якутского региона, которое осуществляется творческим коллективом кафедры в течение нескольких лет, начиная с конца 90-х годов и особенно активно − последние 10 лет. По этому направлению с 2008 г. по 2010 г. был реализован проект «Лексикографическое описание топонимов Южно-Якутского региона», поддержанный Российским гуманитарным научным фондом. К основным задачам проекта относится ориентация на важнейшие для региона проблемы сохранения языка и культуры коренных народов Севера, формирование компьютерных банков данных географических названий Южной Якутии; выполнение специальных региональных исследований и работ в рамках инновационных программ. Одним из результатов реализации данного проекта является разработка авторского курса по топонимии Южной Якутии, вошедшего в содержание основной образовательной программы по направлению подготовки 45.03.01 – Филология.
    В рамках данного направления в 2011 году был реализован проект "Создание информационного сайта по топонимии Южной Якутии", также поддержанный РГНФ.
    С целью пополнения имеющихся сведений о топонимах эвенкийского происхождения, функционирующих на территории Нерюнгринского, Алданского и Олёкминского улусов, проводятся полевые исследования с активным привлечением студентов. Участие в научных исследованиях по данному направлению позволяет решать важнейшие для региона проблемы сохранения языка и культуры эвенков как коренных народов Севера.
    Есть ли место творчеству? Кафедрой регулярно организуются и проводятся литературные вечера, предметные недели по литературе и русскому языку, традиционными стали театральные постановки по классическим произведениям русской и зарубежной литературы.
    Кому стоит выбрать филологию? Кафедра филологии открыта для всех тех, кто решил связать свою судьбу с гуманитарными знаниями, кто интересуется филологией, мировой культурой и журналистикой, кто мечтает вернуться в школу в новом качестве – филолог. Однако современный филолог найдет себя не только в преподавании, но и в копирайтинге и лингвистическом консалтинге, в журналистике и корректорской практике, редакционно-издательской деятельности, юридической и политической лингвистике, в управленческой деятельности.
    А что говорят выпускники кафедры о своем обучении? Где и кем они работают?

     Авилова Елена Равильевна Авилова Е.Р., кандидат филологических наук, учитель русского языка и литературы, лицей № 177, г. Казань (выпуск 2006 года): «В процессе обучения в институте я приобрела не только знания, но, прежде всего, опыт научной работы и публичного выступления. И сегодня, выступая на научных конференциях в Москве, Казани, работая на дистанционных научно-методических площадках, я чувствую себя уверенно, потому что у меня была хорошая практическая школа в нашем вузе. Кроме того, мне гораздо легче обучать своих учеников принципам научно-исследовательской деятельности, ведь сегодня в рамках реализации ФГОС без этих знаний работать нельзя! Выпускник нашего института имеет богатый опыт выступлений на научно-практических конференциях, опыт работы с научными грантами. Стоит вспомнить и нашу работу в рамках педагогической практики, которая также во многом не просто помогает мне сегодня работать, но и когда-то наметила перспективы моей дальнейшей работы».
Малашенко Оксана Владимировна      Малашенко О.В., заведующая методическим отделом МБУ «Нерюнгринская городская библиотека» (выпуск 2011 года): «Учёба на кафедре русской филологии предопределила мою профессиональную судьбу. Обучаясь в течение шести лет в университете, причём уже в зрелом возрасте, я с воодушевлением и с огромным удовольствием впитывала знания, перенимала опыт высококвалифицированных, ответственных и требовательных педагогов. Весь этот весомый багаж знаний помог мне занять в дальнейшем руководящую должность и связать свою жизнь с русским словом, литературой. Весь процесс обучения: бессонные ночи перед экзаменами, вовремя поставленные двойки и пятерки, удивительное общение с преподавателями и студентами – помогли мне состояться как личности. Поэтому я выражаю огромную признательность самым лучшим педагогам кафедры русской филологии: Меркель Елене Владимировне, Барахановой Наталье Васильевне, Чауниной Наталье Владимировне, Яковлевой Любови Анатольевне, Игониной Светлане Викторовне. Я желаю этому замечательному педагогическому составу здоровья, терпения, сил, мудрости, умных, талантливых и благодарных студентов. И, конечно же, никогда не останавливаться на достигнутом!!!»
Иваненко Лариса Геннадьевна    Иваненко Л.Г., учитель русского языка и литературы, СОШ №1, г. Алдан (выпуск 2011 года): «С благодарностью вспоминаю годы обучения в институте. Это время постоянного поиска, работы над собой, путь сомнений и беспокойства, необыкновенной требовательности к себе, путь упорного и каждодневного труда. Только при сложении всех этих составляющих мне удалось закончить обучение, получить высшее образование!
    С благодарностью вспоминаю преподавателей кафедры. Это замечательные люди, требовательные педагоги, творческие личности! Выражаю огромную признательность за профессионализм, душевную щедрость, внимательность и преданность своей профессии!
    От всего сердца желаю всем здоровья, счастья и жизненного благополучия! Новых творческих и научных достижений, дальнейших успехов в вашем большом и важном деле!»
Харитонова Виктория    Харитонова В.В., ведущая телепрограмм нерюнгринского филиала НВК «Саха» (выпуск 2014 года): «Всегда буду вспоминать с душевной теплотой наши университетские годы... Наверное, студентам кафедры русской филологии очень повезло, ведь нас учили не только сильные педагоги, но и по-настоящему мудрые, добрые и отзывчивые люди. Помимо практических знаний литературы и нашего «великого и могучего», они передали нам бесценный жизненный опыт. Чувство слога, умение красиво говорить и логически правильно излагать свои мысли – все это на протяжении пяти лет прививали наши преподаватели. Могу с гордостью сказать, что у них получилось. Сегодня мы все специалисты и работаем в образовании и в сфере телевидения. Работа очень ответственная. Мои однокурсники учат детей, а я делаю передачи про людей и пишу новостные сюжеты, и от того, насколько точно и правильно я смогу выделить главное, зависит качество моей работы.
    Погружаясь в воспоминания об учебном процессе, всегда невольно начинаешь улыбаться. Сколько было слез, обид, преград и проблем, но наши педагоги никогда не оставались равнодушными и с большим и добрым сердцем спешили на выручку. Именно в университете произошло наше становление как личностей, именно здесь мы раскрыли свои творческие потенциалы, именно здесь каждый из нас стал ЧЕЛОВЕКОМ».
ППС кафедры филология