Кафедра математики и информатики

Самохина Виктория Михайловна 

Самохина Виктория Михайловна, к.п.н.,доцент
Заведующий кафедрой

адрес: ул. Южно-Якутская 25, каб. 204,
тел. 4-49-34, (доб. 2-27),
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript., Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

История кафедры (скрытый текст)

Кафедра «Информатики и математики». Первый заведующий кафедрой (1992 по 1998) был кандидат физико-математических наук, доцент Софронов Серафим Трофимович.
    Софронов Серафим Трофимович в первые сложные этапы становления филиала исполнял обязанности директора ЯГУ до августа 1993 г.
    Первый набор по специальности «Математика» был сделан в 1992 году в количестве 20 человек. С каждым годом количество студентов на математическое отделение увеличивалось на 20 человек, и уже в 1996/97 учебном году по специальности обучалось более 100 студентов. На кафедре работали 15 преподавателей, из них 4 кандидата наук (трое из них защитили кандидатские диссертации, работая на кафедре «Общей математики»). На кафедре в основном работали молодые специалисты, средний возраст составлял 32 года. Несмотря на молодой возраст, преподаватели и студенты вели научные исследования, участвовали в конференциях и конкурсах. В 1996 году Софронов С.Т. стал победителем конкурса «Лучший доцент года ЯГУ» и в 1998 года поступил в докторантуру ЯГУ.
   После поступления Серафима Трофимовича Софронова в докторантуру, руководство кафедры общей математики с 30 декабря 1998 года перешло к Сирене Наильевне Зариповой, защитившей в 1997г. кандидатскую диссертацию по теме: «Некоторые математические модели разрушения горных пород взрывом», а в 2008 г. – докторскую диссертацию «Обеспечение безопасного функционирования экскаваторно-автомобильных комплексов угледобывающих предприятий». Сирена Наильевна с 1992 по 2011 гг. работала в Техническом институте ФГАОУ «Северо-Восточный федеральный университет»: 14 лет руководила выпускающей кафедрой «Математики и информатики», 6 лет работала деканом педагогического факультета, более трех лет работала заместителем директора по учебной работе. Является автором более 120 научных и научно-методических работ, в том числе 3 монографий, 4 учебных пособий с грифами ДВ РУМЦ, УМО вузов РФ по образованию в области горного дела, 3 свидетельств об официальной регистрации программ для ЭВМ в ФГУ ФИПС. Награждена Почетными грамотами Министерства науки и профессионального образования РС (Якутия), нагрудным знаком «За заслуги в области науки» Министерства науки и профессионального образования РС (Якутия), является Почетным работником высшего профессионального образования Российской Федерации.
   Под руководством кафедры «Общей математики» состоялось 6 выпусков специалистов с квалификацией «Математик. Преподаватель». Из более 100 выпускников большая часть работает в сфере образования, остальные – в области компьютерных технологий.
   В 2011 году руководство кафедрой перешло кандидату педагогических наук Самохиной В.М. С 2011 года кафедра принимает абитуриентов по направлению подготовки «Прикладная математика и информатика» и «Прикладная информатика».
  Кроме этого, кафедра обеспечивает учебный процесс для всех направлений подготовки Технического института по дисциплинам: современные методы научных исследований в экономике, имитационное моделирование, языки программирования и методы трансляции, программная инженерия, мультимедийные технологии электронного бизнеса, стандартизация и управление качеством программного обеспечения и другие.
  Также к преподаванию дисциплин привлечены специалисты ведущих предприятий: АО ХК «Якутуколь», ООО «Айгуль», Нерюнгринский филиал АО «Углеметбанк», Филиал «Нерюнгринская ГРЭС» ОАО "ДГК

 Учебно-методическую работу на кафедре обеспечивает специалист 1 категории по учебно методической работе Ашмарина Марина Викторовна.

Сведения о заведующих кафедрой разных лет (скрытый текст)

1. Софронов Серафим Трофимович, кандидат физико-математических наук, доцент 1992- 1998.
Софронов С.Т., совместно  с преподавателями и студентами кафедры, вели научные исследования, участвовали в конференциях и конкурсах. В 1996 году Софронов Серафим Трофимович стал победителем конкурса «Лучший доцент года ЯГУ» и в 1998 года поступил в докторантуру ЯГУ.
2. Зарипова Сирена Наильевна. 1998-2011
Зарипова С.Н. в 1997г. защитила кандидатскую диссертацию по теме: «Некоторые математические модели разрушения горных пород взрывом», а в 2008 г. – докторскую диссертацию «Обеспечение безопасного функционирования экскаваторно-автомобильных комплексов угледобывающих предприятий»
Зарипова Сирена Наильевна с 1992 по 2011 гг. работала в Техническом институте ФГАОУ «Северо-Восточный федеральный университет»: 14 лет руководила выпускающей кафедрой математики и информатики, 6 лет работала деканом педагогического факультета, более трех лет работала заместителем директора по учебной работе. Является автором более 120 научных и научно-методических работ, в том числе 3 монографий, 4 учебных пособий с грифами ДВ РУМЦ, УМО вузов РФ по образованию в области горного дела, 3 свидетельств об официальной регистрации программ для ЭВМ в ФГУ ФИПС. Награждена Почетными грамотами Министерства науки и профессионального образования РС (Якутия), нагрудным знаком «За заслуги в области науки» Министерства науки и профессионального образования РС (Якутия), является Почетным работником высшего профессионального образования Российской Федерации.
3. С 2012 года руководство кафедрой осуществляет Самохина Виктория Михайловна, к.п.н., доцент.
Положение о кафедре (скрытый текст)
Направления подготовки и специальности(скрытый текст)

На кафедре математики и информатики ведется обучение по следующим направлениям:

09.03.03 Направление подготовки: Прикладная информатика
Профиль: Прикладная информатика в менеджменте

Область профессиональной деятельности выпускника:

– системный анализ прикладной области, формализация решения прикладных задач и процессов информационных систем (ИС);
– разработка проектов автоматизации и информатизации прикладных процессов и создание ИС в прикладных областях;
– выполнение работ по созданию, модификации, внедрению и сопровождению информационных систем и управление этими работами.

Объекты профессиональной деятельности выпускника:

– прикладные и информационные процессы;
– информационные технологии;
– информационные системы.

Виды профессиональной деятельности выпускника

- научно-исследовательская
– проектная

Задачи профессиональной деятельности выпускника:
Выпускник программы бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр», в соответствии с видами профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа бакалавриата, готов решать следующие профессиональные задачи:
научно-исследовательская деятельность:
применение системного подхода к информатизации и автоматизации решения прикладных задач, к построению информационных систем на основе современных информационно-коммуникационных технологий и математических методов; подготовка обзоров, аннотаций, составление рефератов, научных докладов, публикаций и библиографии по научно-исследовательской работе в области прикладной информатики.
проектная деятельность:
проведение обследования прикладной области в соответствии с профилем подготовки: сбор детальной информации для формализации требований пользователей заказчика, интервьюирование ключевых сотрудников заказчика;
формирование требований к информатизации и автоматизации прикладных процессов, формализация предметной области проекта;
моделирование прикладных и информационных процессов, описание реализации информационного обеспечения прикладных задач;
составление технико-экономического обоснования проектных решений и технического задания на разработку информационной системы;
проектирование ИС в соответствии со спецификой профиля подготовки по видам обеспечения (программное, информационное, организационное, техническое и др.);
программирование приложений, создание прототипа информационной системы. документирование проектов информационной системы на стадиях жизненного цикла, использование функциональных и технологических стандартов;
участие в проведении переговоров с заказчиком и выявление его информационных потребностей;
сбор детальной информации для формализации предметной области проекта и требований пользователей заказчика;
проведение работ по описанию информационного обеспечения и реализации бизнес-процессов предприятия заказчика; участие в техническом и рабочем проектировании компонентов информационных систем в соответствии со спецификой профиля подготовки;
программирование в ходе разработки информационной системы;
документирование компонентов информационной системы на стадиях жизненного цикла.

01.03.02 Направление подготовки: Прикладная математика и информатика
Профиль: Системное программирование и компьютерные технологии»

Область профессиональной деятельности выпускника:

- научные и ведомственные организации, связанные с решением научных и технических задач;
- научно-исследовательские и вычислительные центры;
- научно-производственные объединения;
- образовательные организации среднего профессионального и высшего образования; органы государственной власти;
- организации, осуществляющие разработку и использование информационных систем, научных достижений, продуктов и сервисов в области прикладной математики и информатики.

Объекты профессиональной деятельности выпускника:

математическое моделирование;
математическая физика;
обратные и некорректно поставленные задачи;
численные методы;
теория вероятностей и математическая статистика;
исследование операций и системный анализ;
оптимизация и оптимальное управление;
математическая кибернетика;
дискретная математика;
нелинейная динамика, информатика и управление;
математические модели сложных систем: теория, алгоритмы, приложения; математические и компьютерные методы обработки изображений;
математическое и информационное обеспечение экономической деятельности;
математические методы и программное обеспечение защиты информации;
математическое и программное обеспечение компьютерных сетей;
информационные системы и их исследование методами математического прогнозирования и системного анализа;
математические модели и методы в проектировании сверхбольших интегральных схем;
высокопроизводительные вычисления и технологии параллельного программирования;
вычислительные нанотехнологии;
интеллектуальные системы;
биоинформатика;
программная инженерия;
системное программирование;
средства, технологии, ресурсы и сервисы электронного обучения и мобильного обучения;
прикладные интернет-технологии;
автоматизация научных исследований;
языки программирования, алгоритмы, библиотеки и пакеты программ, продукты системного и прикладного программного обеспечения;
системное и прикладное программное обеспечение;
базы данных;
системы управления предприятием;
сетевые технологии.

Виды профессиональной деятельности выпускника:

- научно-исследовательская
- проектная и производственно-технологическая

Задачи профессиональной деятельности выпускника:
Выпускник программы бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр», в соответствии с видами профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа бакалавриата, готов решать следующие профессиональные задачи:
• научно-исследовательская деятельность:
- изучение новых научных результатов, научной литературы или научно-исследовательских проектов в соответствии с профилем объекта профессиональной деятельности;
- изучение информационных систем методами математического прогнозирования и системного анализа;
- изучение больших систем современными методами высокопроизводительных вычислительных технологий, применение современных суперкомпьютеров в проводимых исследованиях;
- исследование и разработка математических моделей, алгоритмов, методов, программного обеспечения, инструментальных средств по тематике проводимых научно-исследовательских проектов;
- составление научных обзоров, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований;
- участие в работе научных семинаров, научно-тематических конференций, симпозиумов;
- подготовка научных и научно-технических публикаций.
• проектная и производственно-технологическая деятельность:
- использование математических методов моделирования информационных и имитационных моделей по тематике выполняемых научно-исследовательских прикладных задач или опытно-конструкторских работ;
- исследование автоматизированных систем и средств обработки информации, средств администрирования и методов управления безопасностью компьютерных сетей;
- изучение элементов проектирования сверхбольших интегральных схем, моделирование и разработка математического обеспечения оптических или квантовых элементов для компьютеров нового поколения;
- разработка программного и информационного обеспечения компьютерных сетей, автоматизированных систем вычислительных комплексов, сервисов, операционных систем и распределенных баз данных;
- разработка и исследование алгоритмов, вычислительных моделей и моделей данных для реализации элементов новых (или известных) сервисов систем информационных технологий;
- разработка архитектуры, алгоритмических и программных решений системного и прикладного программного обеспечения;
- изучение и разработка языков программирования, алгоритмов, библиотек и пакетов программ, продуктов системного и прикладного программного обеспечения;
- изучение и разработка систем цифровой обработки изображений, средств компьютерной графики;
- развитие и использование инструментальных средств, автоматизированных систем в научной и практической деятельности;
применение наукоемких технологий и пакетов программ для решения прикладных задач в области физики, химии, биологии, экономики, медицины, экологии.

{/spoiler}

{spoiler title=Востребованность кадров экономикой региона (скрытый текст)}
  Важнейшими показателями качества подготовки бакалавров выступают: востребованность на рынке труда, становление и динамика их профессиональной карьеры. Результаты реализации системы содействия трудоустройству в полной мере начинают проявляться на старших курсах обучения в институте. Так, по результатам проведенного опроса выпускников вуза, в 2013-2018 гг. более 50% студентов совмещают учебу и работу. Результаты трудоустройства выпускников, отзывы потребителей, отсутствие рекламаций на качество подготовки бакаларов свидетельствуют о качестве специалистов, соответствующем заявленному уровню.
Уникальность направления подготовки (скрытый текст)

09.03.03 Направление подготовки: Прикладная информатика
Профиль: Прикладная информатика в менеджменте

ОПОП позволяет готовить ИТ-специалистов, обладающих комбинированными компетенциями в области информационных технологий и менеджмента, способных участвовать в построении и сопровождении прикладных информационных систем предприятий (организаций), а также управлять процессами повышения эффективности деятельности предприятий на основе методов информатизации. Такая подготовка позволит выпускникам осуществлять профессиональную деятельность на предприятиях и организациях различной отраслевой принадлежности и различных форм собственности, в учреждения государственного и муниципального управления, а также на предприятиях ИТ-индустрии, специализирующихся на разработке и внедрении информационных систем, а также поставке ИТ-сервисов.

01.03.02 Направление подготовки: Прикладная математика и информатика
Профиль: Системное программирование и компьютерные технологии

Обучаясь по данному профилю студенты научатся:
• Исследовать математические методы моделирования информационных и имитационных моделей по тематике выполняемых научно-исследовательских прикладных задач или опытно-конструкторских работ
• Исследовать автоматизированные системы и средства обработки информации, средства администрирования и методы управления безопасностью компьютерных сетей
• Разрабатывать программное и информационное обеспечение компьютерных сетей, автоматизированных систем вычислительных комплексов, сервисов, операционных систем и распределенных баз данных
• Владеть языками программирования
• Применять на практике пакеты программ для решения прикладных задач в области физики, химии, биологии, экономики, медицины, экологии
• Изучать и разрабатывать системы цифровой обработки изображений, средств компьютерной графики, мультимедиа и автоматизированного проектирования
• Изучать информационные системы методами математического прогнозирования и системного анализа
• Применять в исследованиях современные суперкомпьютеры
• Участвовать в работе научных семинаров, научно-тематических конференций, симпозиумов
• Готовить научные и научно-технические публикации в области прикладной математики и информатики
• Разрабатывать и внедрять процессы управления качеством производственной деятельности, связанной с созданием и использованием информационных систем
• Разрабатывать методы контроля и оценки качества процесса создания и использования информационных систем
• Работать над повышением электронной грамотности населения
• Работать над развитием детского компьютерного творчества

Контингент обучаемости всех образовательных уровней(скрытый текст)

На данный момент на кафедре МиИ обучаются:
Очное отделение – 48
Заочное отделение – 17
Общее количество студентов –65
Учебно-методическое обеспечение кафедры (скрытый текст)

На кафедре особое внимание уделяется разработке и комплектованию необходимого минимума учебно-методических материалов для обеспечения учебного процесса, а также учебных, производственных, преддипломных практик.
Основные образовательные программы обеспечены учебно-методической документацией и материалами по всем учебным дисциплинам ООП.

Основными направлениями методической работы на кафедре являются:

- разработка и совершенствование учебно-методической документации;
- повышение педагогического мастерства преподавателей;
- совершенствование аудиторной и самостоятельной работы студентов кафедры;
- внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий.

Одно из направлений работы кафедры - это разработка учебно-методических комплексов дисциплин, которые представляют собой совокупность учебно-методических документов, необходимых и достаточных для качественного преподавания и изучения соответствующей учебной дисциплины, систему балльно-рейтинговой оценки знаний студентов.

В состав разработанных учебно-методических комплексов дисциплин входят:

- рабочая программа дисциплины со структурой содержания, графиком самостоятельной работы студентов, предусматривающим проведение текущего и итогового контроля освоения обучаемыми учебного материала модулей и дисциплины в целом;
- методическое обеспечение аудиторных занятий;
- методическое обеспечение контроля знаний студентов;
- методическое обеспечение практики;
- методическое обеспечение курсовых и выпускных квалификационных работ.

Обеспеченность основной учебной литературой (скрытый текст)

Основные образовательные программы по направлению подготовки 09.03.03 «Прикладная информатика» и 01.03.02 «Прикладная математика и информатика» обеспечены необходимой учебной и научной литературой в соответствии с требованиями ФГОС.
Реализация основной образовательной программы подготовки бакалавра обеспечивается доступом каждого студента к библиотечному фонду и базам данных, по содержанию соответствующих полному перечню дисциплин основной образовательной программы, наличием соответствующих методических пособий и рекомендаций по читаемым дисциплинам и по всем видам занятий – практикумам, выполнению курсовых и выпускных работ, практикам, а также наглядными пособиями, аудио-, видео- материалами и т.д.
Литература находится в библиотеке института на учебном абонементе, а также в читальном зале, где студенты имеют доступ к электронным каталогам. Все субъекты образовательного процесса имеют свободный доступ к электронным ресурсам библиотеки ТИ (ф) ФГАОУ ВО СВФУ. Электронно-библиотечная система обеспечивает возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Общее количество и остепененность ППС(скрытый текст)

На кафедре работают штатные преподаватели:
•    Самохина Виктория Михайловна, к.п.н.. зав кафедрой МиИ (e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.)
•    Юданова Вера Валерьевна, старший преподаватель (e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.)
•    Попова Алена Михайловна, к.ф.-м.н., доцент (e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript., Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.)
•    Похорукова Мария Юрьевна, старший преподаватель кафедры (e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.)
•    Аргунова Нина Васильевна, к.пед.н., доцент (e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript., Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.)
Учебно-вспомогательный персонал:
Агабабян Екатерина Олеговна, специалист по учебно-методической работе (e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.)
О материально-технической базе кафедры, включая лаборатории, кабинеты, компьютерные классы, уникальное научно-исследовательское оборудование(скрытый текст)

В образовательный процесс студентов каф. МиИ активно внедряют современные информационные и коммуникационные технологии; реализуются интерактивные формы обучения. Действует система дистанционного обучения MOODLE
Кафедра оснащена компьютерами, которые объединены локальной сетью «Меринда», есть доступ к сети Интернет. На кафедре имеется интерактивные доски, копировальная техника, принтеры.
В процессе образовательной деятельности задействованы компьютерные и лингафонный классы, учебные и учебно-научные лаборатории, занятии по физической культуре проводятся в с/к «Олимп», «Богатырь», л/б «Снеговик».
Образовательный процесс обеспечен следующими техническими средствами:
1) компьютерный кабинет, оснащенные системными блоками Pentium-4 2000 А, мониторами 17 дюймов, SynkMaster 763 Mb на 10 посадочных мест;
2) мультимедийный кабинет, оснащенный проектором NEC Projector NP 40 G, экраном Projecta Slim Screen, ноутбуком Toshiba, ноутбуком HP Compaq;
3) мультимедийных кабинета, оснащенных интерактивными досками PolyVision, ноутбуками NB Asus N5.
Занятия по иностранному языку проводятся в лингафонном кабинете SanakoLab 90, оснащенным необходимым учебным оборудованием (наушники, пульт, ПК). Для преподавания других дисциплин оборудованы мультимедийные кабинеты, оснащенные проектором, аудио- и видеотехникой, ПК.

Деловые партнеры кафедры (скрытый текст)

Кафедра математики и информатики сотрудничает с институтом математики и информатики ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»; ФГБОУ ВО «Благовещенский государственный педагогический университет и с ФГБОУ ВО "Дальневосточный государственный аграрный университет".
На кафедре имеются долгосрочные и краткосрочные (на период проведения производственной практики) договоры о сотрудничестве со сторонними предприятиями, организациями и учреждениями города Нерюнгри, Республики Саха (Якутия), РФ, являющимися базами практик: АО ХК «Якутуголь», ОАО ДГК «НГРЭС», НКБ «Углеметбанк» , ООО «Айгуль», , ГОУ СПО НПК, АК Сберегательный Банк РФ (ОАО) Нерюнгринское ОСБ №818 и др.
Научно-исследовательская работа (скрытый текст)

Преподаватели активно участвуют в конкурсах и конференциях различного уровня, семинарах, ХД НИР, в грантах. За аттестуемый период преподаватели кафедры принимали участие (в том числе в качестве руководителей НИРС) в подготовке статей к публикации в материалах международных конференций.
Студенты активно участвуют в конференциях и конкурсах различного уровня, в семинарах и выставках республиканского и регионального уровня, олимпиадах в рамках тематических декад инженерного и гуманитарного направления.
Достаточно активное участие студенты кафедры принимают в ежегодной всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов в г. Нерюнгри (с 2013г. имеет статус конференции с международным участием) и научно-методической конференции проводимой на базе института.

Культурная и спортивная жизнь кафедры(скрытый текст)

Студенты активно участвуют в жизни ТИ (ф) ФГАОУ ВО СВФУ, находясь в составе таких студенческих организаций как студенческое профбюро, студенческий профком.
Одновременно с этим студенты являются активными участниками различных конкурсов, фотоконкурсов, как городских, так и районных уровней мероприятий, так же принимают участие в спортивных мероприятиях, в конкурсах и фестивалях различного уровня. Администрацией института применяются различные формы поощрения студентов за достижения в учебе и внеучебной деятельности (на основании Положения о премировании). Родители успешных студентов получают в канун Нового года благодарственный письма за воспитание детей. Материальное поощрение за внеучебную работу получают старосты академических групп, профорги профбюро, председатель студенческого профкома, председатель студсовета общежития. С 2011 года студенты с 3 по 4 курс ТИ (ф) СВФУ, обучающиеся на «хорошо» и «отлично» ежеквартально получают повышенные государственные стипендии Правительства РФ по следующим направлениям:
«спортивная деятельность»
«культурно-творческое направление»;
«общественная деятельность»
С 2013г. студенты Технического института удостаиваются премии Ректора СВФУ «Новогодние каникулы» и проводят Новый год на каникулах в Москве и Санкт-Петербурге (Халыкбаев Н.М.).
Расширения для Joomla