«Учёба в институте – тренажёр для мозга»:
доцент кафедры электропривода и автоматизации производственных процессов Камил Шабо Якуб о преподавании в высшей школе
– Камил, расскажите, пожалуйста, как Вы выбирали свою будущую профессию? Где учились?
– Я родился и долгое время жил в Сирии. У нас система образования такая: не мы выбираем, где учиться, а наши оценки это определяют. После двенадцатого класса мы сдаём ЕГЭ по всем предметам, потом система уже считает и предлагает, куда мы можем поступить. Так, сначала я учился на экономиста, но сразу подал документы на целевое обучение в Советском Союзе. Полгода практически не учился, хотел получить другую профессию. Потом получил направление от Министерства энергетики Сирии для учёбы в СССР. Это был 1987 год.
Нас всех собирали сначала в Москве, а потом распределяли по вузам страны – в Москву, Питер, Киев. Меня отправили в Одессу, там я учился на подготовительном факультете для инженеров при Политехническом институте. Окончил его в 1988 году. Оттуда меня направили в Киевский политехнический институт на специальность «Электропривод и автоматизация производственных комплексов», где учился 9 лет. Сначала был специалитет, потом аспирантура. У меня была рекомендация, всем, у кого был достаточно высокий средний балл диплома, рекомендовали продолжить обучение.
Кстати, в 1987 году я ещё раз сдавал ЕГЭ. Мне хотелось доказать, что я могу учиться на энергетика в Сирии. И я поступил в институт в Дамаске, но мне хотелось уехать за границу, увидеть мир. Да и мне хотелось учиться в аспирантуре, а из Дамаска все равно куда-то потом отправляют за границу. У меня была цель – окончить аспирантуру. А стать преподавателем или нет… Я не понимаю, как человек может плохо учиться. Если учиться, то хорошо учиться.
– Как Вы оказались в нашем институте?
– В Киеве я познакомился со своей будущей женой, мы ещё были студентами на тот момент. Я учился на пятом курсе, она – на первом. Я сразу понял, что это – моя жена. Оказалось, что она из Нерюнгри. Она тоже поступила в Киевский политехнический институт по целевой программе.
Мы оформили брак, получили семейное общежитие и продолжили свою учёбу: я – в аспирантуре, жена – в институте, она электроснабженец.
Потом мы поехали в Сирию, жили там прекрасных 16 лет. В 2013 году, после известных событий в Сирии, куда ехать? Все уезжали в Европу, а мы – в Россию. Сначала поехали в Красноярск, у нас там родные, 2-3 месяца искали там подходящую работу, но не нашли. Смотрели объявления о работе в других городах. Думал продолжить работу в энергетике. Отправлял резюме. Летом по объявлению приехал в Нерюнгри. Меня пригласили работать в институт. Сказали, что нужен «приводчик», преподаватель уехала, а я как раз и «приводчик», и производственник. Так, 1-го сентября 2013 года сразу поступил на работу.
Но энергетика и производство мне не давали покоя, и в июне 2014 года я пошёл работать в ЗАО «Электросеть» в Нерюнгри. Мы курировали станции и линии на Эльге. По совместительству оставался в институте. Работа на производстве мне нравилась, но дорога на Эльгу была сложной, потом у меня начались проблемы со здоровьем, и в 2015 году я окончательно перешёл работать в институт.
– И ещё один важный вопрос. Как Вы освоили русский язык? Что помогло Вам его так прекрасно выучить?
– Родные говорят, что я стал хуже говорить. Общение со студентами испортило (смеётся).
Для иностранных студентов были специальные подготовительные курсы. Когда я учился в Одессе, 9 месяцев учился на курсах русского языка. А потом, в институте, мы учились вместе с русскими студентами и продолжили учить язык. Но я ещё и дополнительно до четвёртого курса обучался на курсах. А жена выучила арабский и даже подтверждала свой диплом, когда мы жили в Сирии.
– Помогает ли Вам в работе тот факт, что Ваша жена ещё и Ваша коллега?
– Да, конечно. Она всегда меня поддерживала и поддерживает. Мы друзья до сих пор. Я «приводчик», а она «электроснабженец». Она консультировала меня, когда я работал на подстанциях.
– Как Вы себя чувствуете в педагогической профессии? Удалось ли переключиться с работы на производстве на учебную деятельность?
– Конечно, когда есть академическая база и ещё закреплена практической работой – я могу рассказывать часами, мне это очень интересно, но в то же время очень ответственно. Профессия энергетика – самая ответственная. У нас, в Сирии, самая высокая планка – врач, но врач, если ошибётся, то убьёт пациента, а энергетик – себя. Первый вред – себе и, конечно, – окружающим, если, не дай Бог, кто-то оказался рядом или прикоснулся. Поэтому мы всегда предупреждаем студентов, что они должны подходить к работе ответственно, особенно те, которые работают с высоким напряжением. Нет второй ошибки. Первая – это последняя ошибка. Да и вообще в энергетике очень опасно.
– В чем заключается Ваша миссия как преподавателя?
– Подготовить людей к жизни. Я всем говорю: мне повезло, что я встречал очень хороших преподавателей, которые очень уважительно к нам относились, учили и оберегали нас. Я стараюсь хотя бы немного равняться на них и тоже быть со студентами скромным, адаптироваться под их характеры.
Я всегда говорю студентам: «Вы учитесь не для меня, не для родителей, ни для кого-то, просто ради себя. Учёба – это тренажёр для мозга».
Человек с высшим образованием – это другой человек. В Сирии и во всем мире очень ценится человек с высшим образованием. На Востоке, например, образованный человек так же высоко ценится, как и богатый.
Со времён Советского Союза и до сих пор высшее образование в России доступно для всех. Но я всегда говорю студентам, что высшее образование – это роскошь!
Высшее образование очень ценно, потому что помогает решать другие задачи в жизни. Образованному человеку будет легко и в семье, и в жизни, и в отношениях с людьми. Учиться надо для себя!