Технический институт (филиал) СВФУ

Адрес: 678960, РС (Я) г. Нерюнгри, ул. им Кравченко 16
Телефон (факс) приемная директора: 8-(41147)-4-49-83; 8-(41147)-4-21-38 (добавочный 201)
Телефон учебной части: 8-(41147)-4-21-38 (добавочный 203
Телефон студенческого отдела кадров: 8-(41147)-4-21-38 (добавочный 123)
E-mail: tifsvfu-neru@yandex.ru zotovanv@svfu.ru
Телефон приемной комиссии: 8(41147)4-72-87, email: NTI.ZK@yandex.ru

Противодействие коррупции

Баннер приемная кампания

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ АБИТУРИЕНТА

Конференции ТИ (ф) СВФУ
80 лет победы

Кафедра филологии

 Кафедра филологии ТИ (ф) СВФУ

  
   Chaunina 
   Зотова Наталья Владимировна
к.филол.н., доцент кафедеры филологии
И.О. Заведующего кафедрой

E-mail:

e-mail - nv.zotova@s-vfu.ru

  Телефон
 Городской Внутренний
(41-147) 4-49-34  1-15
 Адрес: 678960, РС (Я) г. Нерюнгри, ул. Южно-Якутская, д. 25
 Кабинет:   407

 

 

 

 

 

 

 

 

1. О кафедре

   Специальность 021700 «Филология» открыта в Нерюнгринском филиале Якутского государственного университета с 01.09.1998 г. постановлением Ученого совета Якутского государственного университета № 06 от 25.03.1998 г.
   Кафедра русской филологии и иностранных языков начала работу в 1998 году. В ее состав входили две секции: секция русской филологии и секция иностранных языков. Заведующей кафедрой была избрана доктор филологических наук, профессор Л.Г. Кихней.
   В марте 2002 года секция русской филологии была преобразована в кафедру русской филологии. До 2016 года ее руководителем была доктор филологических наук, профессор Е.В. Меркель.
   Кафедра иностранных языков была создана 1 марта 2002 года. Заведующей кафедрой в тот период была кандидат педагогических наук, доцент Петрова Александра Павловна. С 2005 по 2014 год руководство кафедрой осуществляла кандидат филологических наук Бадмацыренова Дарима Базарсадаевна. В период с 2014 года по март 2016 года исполняющей обязанности заведующей кафедрой была кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков Павлова Т.Л.
   В марте 2016 года в связи с реорганизацией кафедр русской филологии и иностранных языков заведующим кафедрой филологии была избрана кандидат филологических наук доцент кафедры иностранных языков Павлова Т.Л.
   С 29 августа 2020 г. по 30 июня 2022  руководство кафедрой осуществляла кандидат филологических наук, доцент Яковлева Любовь Анатольевна.

2. Цель (миссия) кафедры

   Цель (миссия) кафедры – подготовка высококвалифицированных выпускников, способных применять знания, умения и навыки в различных профессиональных сферах – в области филологии и гуманитарного знания, языковой, межличностной и межкультурной коммуникации, в учреждениях сферы образования, культуры и управления.
   Распространение и популяризация русского языка и культуры речи, английского языка, формирование лингвистической компетентности и высокой гуманитарной культуры будущих выпускников института.

3. Положение о кафедре

1. Положение о кафедре

4. Состав кафедры

Профессорско-преподавательский состав кафедры:

1. Яковлева Любовь Анатольевна – доцент, к.филол.н., (e-mail - la.iakovleva@s-vfu.ru)
2. Чаунина Наталья Владимировна - доцент, к.филол.н., доцент кафедры филологии (e-mail - nv.chaunina@s-vfu.ru)
3. Зотова Наталья Владимировна – к.филол.н., доцент кафедры филологии (e-mail - nv.zotova@s-vfu.ru)
4. Меркель Елена Владимировна – доцент, д.филол.н., профессор кафедры филологии (e-mail - ev.merkel@s-vfu.ru)
5. Игонина Светлана Викторовна - старший преподаватель кафедры филологии (e-mail - sv.igonina@s-vfu.ru)
6. Карпухина Екатерина Александровна – старший преподаватель кафедры филологии (e-mail - ea.karpuhina@s-vfu.ru), в отпуске по уходу за ребенком.
7. Валиева Анна Валерьевна – старший преподаватель кафедры филологии (e-mail - av.valieva@s-vfu.ru)
8. Ключникова Лариса Витальевна - к.филол.н., доцент кафедры филологии (e-mail kluchnikova.lv@s-vfu.ru)

Внешние совместители:

 

Почасовики:

1. Панкратова Н.Н. – старший преподаватель кафедры филологии
2. Самохвалова М.А. – старший преподаватель кафедры филологии
3. Терпугова И.В. – старший преподаватель кафедры филологии
4. Ядреева Л.Д. – старший преподаватель кафедры филологии

Учебно-вспомогательный персонал:

1. Загайнова Елена Романовна - специалист по УМР 1 категории (e-mail - er.grigorieva@s-vfu.ru), в отпуске по уходу за ребенком.

5. Сведения о заведующих кафедрой разных лет

Кафедрой русской филологии руководили:

• 1998 – 2002 гг. – д. филол. н., профессор Любовь Геннадьевна Кихней;
• 2002 – 2003 г. – к. филол. н., доцент Ткачёва Наталья Николаевна;
• 2003 – март 2016 гг. – д. филол. н., профессор Меркель Елена Владимировна.

Кафедрой иностранных языков руководили:

• март 2002 – 2005 гг. - к.п.н., доцент Петрова Александра Павловна;
• 2005 – 2014 гг. – к. филол. н., доцент Бадмацыренова Дарима Базарсадаевна;
• 2015 – март 2016 гг. – и.о. зав. кафедрой, к. филол.н. Павлова Татьяна Леонидовна.

Кафедрой филологии руководили:

• март 2016 г. – август 2020 г. – к. филол.н. Павлова Т.Л.
• август 2020 г. – июнь 2022 г. - и.о. зав. кафедрой, к. филол.н., доцент Яковлева Л.А.

6. Направления подготовки и специальности кафедры

   Кафедра филологии осуществляет подготовку по направлению 45.03.01 – «Филология», профилям «Отечественная филология (Русский язык и литература)», «Зарубежная филология (Английский язык и литература)».

7. Уникальность направления подготовки

   Филологическое знание – основа целого ряда специальностей, оперирующих словом для передачи и получения знаний, для информирования общества и управления им и т.д.
   Бакалавры, получившие филологическое образование, реализуют свои профессиональные и творческие способности в самых разных сферах общественной жизни.
   Выпускники-филологи могут работать специалистами по филологическому обеспечению деятельности различных учреждений, организаций, фирм, производств, библиотек, музеев; референтами и пресс-атташе, специалистами по рекламе и PR, педагогами и исследователями, журналистами, книгоиздателями, критиками и писателями; могут трудиться в сфере переводческих структур (переводчик востребован в любой компании, осуществляющей международную деятельность).

8. Контингент обучающихся всех образовательных уровней

   В настоящее время (по состоянию на 01.10.2020 г.) контингент по направлению подготовки 45.03.01 – «Филология», профилю «Отечественная филология (Русский язык и литература)» составляет 27 человек, 1 человек в а/о; по профилю «Зарубежная филология (Английский язык и литература)» - составляет 23 человек, 1 человек в а/о.

9. Учебная деятельность

   На кафедре филологии уделяется большое внимание внедрению новых форм и методов обучения. В настоящее время преподаватели применяют новые технологии обучения и воспитания с целью развития личности, стимулирующие самообучение, самовоспитание и саморазвитие (лекции с использованием компьютерного мультимедийного видеопроектора, презентации, тестирование, деловые игры, решение ситуационных и аналитических задач, фрагменты научно-популярных фильмов, видеолекции и др).

   Преподавание наук из простого информирования студентов по соответствующим областям знаний превратилось в способ развития активной личностной позиции, творческого мышления, умения конструктивно действовать при решении учебных проблемных ситуаций и т.д.

   На кафедру была закуплена система интерактивного обучения «Votum», которая открывает большие возможности перед преподавателями вузов в быстром и нетрудоемком проведении сбора и обработки данных, полученных в результате опроса студентов, а также предоставлении детальных отчетов о проведенной работе. Работая в аудитории, преподаватель может использовать «Votum» не только как инструмент для проведения тестирования с целью проверки знаний в любой момент во время занятия, но и как инструмент проведения занятий каждый день. Данная система позволяет протестировать до 25 человек за один раз.

   Обучающимся обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин и ежегодно обновляется.

   Активно используются такие профессиональные базы данных, как: Электронная библиотека диссертаций, Российская государственная библиотека; научная электронная библиотека Elibrary.ru; БД EastView; «Информио»; КонсультантПлюс; Ebrary «Language Literature and Linguistics» и др.

   Популярны среди бакалавров-филологов также информационные справочные системы: http://slovari.yandex.ru/, http://feb-web.ru/, http://www.infoliolib.info/, http://www.philology.ru/, http://www.journ.ru/students, http://rusgram.narod.ru/index.html, http://gramota.ru/, http://www.gramma.ru/ и др.

10. Научно-исследовательская деятельность

   ППС кафедры проводят исследования по актуальным направлениям, имеющим важное научное и практическое значение, таким как:
- особенности русского, английского, немецкого языков;
- сравнительный анализ языков;
- концептосфера русского, английского, немецкого языков, особенности языковой картины мира;
- русская и зарубежная литература ХХ века: основные направления и особенности поэтики;
- поэтика русской классической литературы.
   Научные направления кафедры соответствуют профилю направления подготовки бакалавров, что позволяет активно использовать полученные научные результаты в учебном процессе при разработке учебно-методических пособий, учебно-методических комплексов, авторских лекций, при планировании тематики курсовых и дипломных работ студентов, осуществлении их научно-исследовательской деятельности.
   Об эффективности проводимой научно-исследовательской работы свидетельствуют научные публикации.
   В период с 2015 по 2020 гг. общее количество публикаций ППС кафедры составило более 90 статей, из них 9 статей в изданиях, входящих в международные базы данных Scopus и Web of Science, 70 статей в изданиях, входящих в перечень ВАК, 11 – в РИНЦ и 2 статьи в зарубежных изданиях

Участие в российских и международных грантах

   ППС кафедры принимает активное участие в конкурсах грантов различных уровней. Среди них основной конкурс Российского фонда фундаментальных исследований, конкурс грантов Фонда «Русский мир», конкурс на проведение совместных исследований с Международной научной организацией «Снежный покров» (Финляндия), конкурс «Благотворительного фонда В. Потанина» для молодых преподавателей государственных вузов, конкурс грантов Президента РС (Я) для студентов, аспирантов, молодых ученых и специалистов, конкурс на соискание государственных стипендий Академии Наук Республики Саха (Якутия), конкурс грантов ректора СВФУ, Открытый конкурс «Наука – Южно-Якутскому региону, конкурс НТС ТИ (ф) СВФУ, конкурс «Материальное поощрение Главы МО «Нерюнгринский район» молодым талантам».
   С 2008 по 2010 гг. кафедрой русской филологии велась работа в рамках выигранного гранта РГНФ на разработку темы «Лексикографическое описание топонимии Южно-Якутского региона» (проект № 080400023 а). Общий объем финансирования гранта – 500 тыс.руб.
   В 2012 году РГНФ был поддержан грант на тему «Создание специализированного Web-сайта по топонимии Южной Якутии» на сумму 397 тыс. руб.
   Данная НИОКР успешно прошла процедуру Государственной регистрации в Федеральном государственном автономном научном учреждении «Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти», рег. номер – 01201277972.
   В сентябре 2012 года был заключен договор о сотрудничестве с Международной научной организацией «Снежный покров» (Финляндия) с целью выполнения совместного проекта по реконструкции национальной картины мира эвенков по топонимам.
   В 2020 году сотрудники кафедры выиграли грант РФФИ на разработку темы «Эвенкийские топонимические зоны Восточной Сибири: комплексный анализ» (проект №20-012-00270А). Общий объем финансирования гранта на 2020 г. – 1 389 890 р.
   Только за 2019 год были подано 7 заявок для участия в грантах: 1 в Российский фонд фундаментальных исследований, 2 – в фонд «Русский мир», 2 – в фонд Президентских грантов, 1 – в Благотворительный фонд «Хорошие истории», АО Райффайзенбанк и 1 – в Oxford Russia Fund.

Научно-исследовательская работа студентов

   Преподавателями кафедры активно ведется научная работа со студентами филологического отделения. К научно-исследовательской работе студенты привлекаются с первых лет обучения. Ежегодно проводятся студенческие научные конференции, по результатам которых лучшие работы студентов выдвигаются для участия в городских и региональных научно-практических конференциях, на которых они неоднократно занимали призовые места.
   Традиционными мероприятиями, в которых участвуют студенты филологического отделения, можно считать Всероссийскую конференцию студентов, аспирантов и молодых ученых (г. Нерюнгри); Международную конференцию «Студент и научно-технический прогресс» (г. Новосибирск); Международную научно-практическую конференцию «Научные исследования: от теории к практике» (г. Чебоксары); Международную студенческую научно-практическую конференцию «Научное сообщество студентов» (Чебоксары); Общеуниверситетскую конференцию (г. Якутск); Всероссийский молодежный научный форум «Наука будущего – наука молодых» (гуманитарные науки) (г. Нижний Новгород).
   За период с 2015 по 2020 гг. студенты кафедры 25 раз получили дипломы, грамоты за свои научные достижения. Опубликовали результаты собственных научных исследований в 50 статьях в сборниках международных и всероссийских конференций. 3 раза выигрывали в конкурсе СВФУ на получение повышенной стипендии по научно-исследовательской деятельности; 9 раз побеждали в конкурсах грантов, из них 4 – на прохождение языковых стажировок в институтах Японии и Южной Кореи, 5 – в конкурсе грантов директора ТИ (ф) СВФУ.

   Основы научной и исследовательской работы студентов формируются в научных студенческих кружках:
- Актуальные проблемы циркумполярного мира.
- Britlit.
- Актуальные проблемы языка и литературы.

   Студенты приняли участие:
- в круглом столе в выездной олимпиаде «Филология начала XXI века», в рамках Всероссийской олимпиады по языкознанию, г. Томск, 2015 г.
   Очное участие: Баишева К.В. (БА-ОФ-11). Доклад: «Леонид Попов в переводах Анны Ахматовой». Кондратьева Т.C. (БА-ОФ-11). Доклад: «Лексико-семантические поля Нерюнгринского района». Сокольникова М.Н. (БА-ОФ-11). Доклад: «Языковая игра в печатной рекламе».
- в олимпиаде для студентов и выпускников Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (направление Филология): Мачаева С.М. и Колесова А.С.

   Были опубликованы работы студентов в издательствах федерального уровня:
- Сборник докладов I-й Международной молодежной научной конференции «Молодежь в науке: Новые аргументы» (Россия, г. Липецк, 25 декабря 2014 г.). Часть II / отв. ред. А.В. Горбенко. — Липецк: Научное партнерство «Аргумент», 2015.
- Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований.- М.: Академия естествознания, 2016.
- Международный студенческий научный вестник (Электронный научный журнал) – 2016.
- VI Международная научно-практическая конференция «Научные исследования: от теории к практике» (интернет-сборник)

   Студенты приняли активное участие в международных и российских конференциях и конкурсах:
- VIII Международная студенческая электронная научная конференция Российской академии естествознания «СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ФОРУМ 2016»
- VI Международная научно-практическая конференция «Научные исследования: от теории к практике» (Чебоксары, декабрь 2015)
- VI Международная студенческая научно-практическая конференция «Научное сообщество студентов» (Чебоксары, декабрь 2015)
- XVII и XVIII Всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых, аспирантов и студентов, посвященная 60-летию со дня образования Якутского государственного университета (СВФУ)
- Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ студентов и аспирантов ВУЗов и научных академических институтов России по естественным, техническим и гуманитарным наукам «Шаг в науку», посвященный 120-летию ТПУ
- III Всероссийский молодежный научный форум «Наука будущего – наука молодых» (Гуманитарные науки)
- Грант Технического института (филиала) ФГАОУ ВО СВФУ по гуманитарному направлению
- Конкурс СВФУ на языковые стажировки в Японию и Южную Корею и др.
   Студенты кафедры филологии активно вовлекаются в научно-исследовательские проекты сотрудников кафедры. Так, студентки группы БА-ОФ-18 Шишаева В. и Марандич Ю. вошли в состав рабочей группы проекта, выполняемого в рамках гранта фонда РФФИ и трудятся над разработкой баз данных по топонимии Жиганского, Оленёкского, Булунского и Усть-Майского улусов Республики Саха (Якутия).

11. Методическая обеспеченность учебного процесса

   Методическая деятельность кафедры ведется в следующих направлениях: разработка/обновление рабочих программ, фондов оценочных средств, учебно-методических комплексов, электронных образовательных ресурсов по всем дисциплинам, обеспечение учебного процесса необходимой методической литературой, в том числе разработанной преподавателями кафедры, подготовка баз тестовых заданий для осуществления разных форм контроля знаний по дисциплинам, участие в методических семинарах и конференциях.
   Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса включает в себя учебники отечественных и зарубежных авторов, учебные пособия, учебные программы и программы практик, учебно-методические комплексы, методические указания по выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ, прохождению практик, различные электронные образовательные ресурсы.
   Обеспеченность учебных дисциплин рабочими программами и учебно-методическими комплексами, обеспеченность практик методическими указаниями и рабочими программами, программой итоговой аттестации составляет 100 %.
   Направление подготовки 45.03.01 Филология обеспечена учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам основной профессиональной образовательной программы. Содержание каждой из учебных дисциплин представлено в динамической обучающей среде Moodle, http://moodle.nfygu.ru.
   Электронная информационно-образовательная среда ТИ (ф) СВФУ представлена двумя ресурсами: динамической обучающей средой Moodle и программным продуктом 1С: Университет.

12. Обеспеченность основной учебной литературой дисциплин кафедры

   Обеспеченность учебного процесса обязательной литературой соответствует требованиям государственных стандартов. В настоящее время нормативы книгообеспеченности по литературе соответствуют нормативам, установленным ФГОС.
   Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к 29 электронно-библиотечным системам, содержащим издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированным по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.
   Наиболее популярны электронные издания «Научной Электронной Библиотеки» www.elibrary.ru, ЭБС «Университетская библиотека онлайн» (www.biblioclub.ru), ЭБС «Юрайт» (https://biblio-online.ru/) и т. д.
   Данные ЭБС в большей степени соответствуют содержательным и количественным характеристикам, установленным:
– Приказом Рособрнадзора от 05.09.2011 № 1953 «Об утверждении лицензионных нормативов к наличию у лицензиата учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса по реализуемым в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности образовательным программам высшего профессионального образования»;
– Приказом Министерства образования и науки РФ от 26.12.2016 № 1651 «О признании утратившими силу некоторых приказов Министерства образования и науки Российской Федерации, касающихся формирования библиотечного фонда образовательных организаций высшего образования»;
– Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (ФГОС ВО).
Подключаясь к ЭБС, студенты и преподаватели имеют возможность работать с учебниками, просматривать периодические издания, независимо от времени и места, оперативно отслеживать необходимую информацию, периодическое издание становится доступным для значительно большего числа пользователей.

13. Материально-техническая база кафедры

   На кафедре филологии имеются персональные компьютеры, ноутбуки, принтеры, магнитола, видеоплеер, DVD проигрыватель, тифлоплеер, колонки, микрофоны и др. оборудование в соответствии с ФГОС ВО.
   Учебные дисциплины, входящие в учебный план направления подготовки, обеспечены аудиторным фондом. За кафедрой филологии закреплено 10 учебных аудиторий, предназначенных для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнение курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации.
  Все аудитории укомплектованы техническими средствами обучения, служащими для представления информации большой аудитории: стационарными/переносными экранами и проекторами, ноутбуками, учебными/интерактивными досками. Количество комплектов учебной мебели и посадочных мест соответствуют требованиям стандартов.
   Аудитории 401, 402, 404, 406, 408, 501, 505 имеют свободный выход в Интернет, что позволяет проводить занятия в режиме онлайн с преподавателями из других городов.
   Аудитория 402 предназначена для осуществления студентами самостоятельной работы. Аудитория укомплектована компьютерами и имеет выход в Интернет.
   В 405 расположен лингафонный кабинет Sanako Lab 90 на 16 посадочных мест.
   В состав кафедры входит учебно-научная лаборатория «Региональных топонимических исследований». Она предназначена для проведения занятий по дисциплине «Региональная топонимика», учебных практик - топонимической (архивной) и топонимической (полевой), а также подготовки курсовых и дипломных работ по топонимике Южно-Якутского региона.
   Кафедра также располагает помещением для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования.
   В целом, имеющаяся материально-техническая база может считаться достаточной и соответствующей всем требованиям для ведения образовательной деятельности.

14. Наиболее значимые публикации сотрудников кафедры

Публикации ППС кафедры в изданиях, индексируемых в базе данных Scopus

Кихней Л.Г., Меркель Е.В. Аксиология повседневных вещей в поэтике акмеизма // Вестник Томского государственного университета. Филология. - 2015. - No 1 (33). - C. 129–138.

Merkel E.V., Kihney L.G., Kruglova T.S., Zhatkin D.N. Genre Specific Character of Lyrical Communication of Anna Akhmatova // Indian Journal of Science and Technology (India). – 2016. – Vol. 9. – Issue 36 (September). – P. 1 – 9. – На англ. яз. – http://www.indjst.org/index.php/indjst/article/view/102015/73507

Merkel E.V., Kihney L.G., Kruglova T.S., Zhatkin D.N. The Spatial Hierarchy in the Poetics of Anna Akhma-tova: Ontological, Mythological and Psychological Aspects // Indian Journal of Science and Technology (India). – 2016. – Vol. 9. – Issue 42 (November). – P. 1 – 9. – На англ. яз. – Http://www.indjst.org/index.php/indjst/article/view/104274/74859

Pavlova, T.L., Kikhney, L.G., Gavrikov, V.A. Manifestos-messages in the poetic discourse of modernism: A. Akhmatova, v. Bryusov, V.Mayakovsky, M. Tsvetaeva and M. Voloshin // Man in India. – 97 (16). – 2017, pp. 131-144.

Kikhney, L.G., Pavlova, T.L., Gavrikov, V.A., Merkel, E.V. A new education environment: Cybertext and hypertext [Article@Un nuevo entorno educativo: Cibertexto e hipertexto] (2018) Opcion, 34 (Special Issue 14), pp. 809-823.

Kuznetsov, P.Y., Grib, N.N., Zhelyabina, A.G. Exploration Testing Network Optimization at the Operational Stage of Coal mining (2019) IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, 272 (2), статья № 022034.

Публикации ППС кафедры в изданиях, индексируемых в базе данных Web of Science

Кихней Л.Г., Меркель Е.В. Аксиология повседневных вещей в поэтике акмеизма // Вестник Томского государственного университета. Филология. - 2015. - No 1 (33). - C. 129–138.

Чаунина Н.В. Инвективные стратегии в лирике И. Бродского 1964−1965 гг. // Научный диалог. – №11. – 2017. – 289–307.

Чаунина Н.В. Особенности воплощения коммуникативных стратегий в стихотворении И. Бродского «Речь о пролитом молоке» // Научный диалог. – №6. – 2019. – 232–241.

Чаунина Н.В., Раздьяконова Е.Г. «Лирический диалог» Н. Гумилева и А. Ахматовой: коммуникативный аспект // Научный диалог. – №2. – 2020. – 275–286.

Чаунина Н.В., Бараханова Н.В. «Городской текст» в лирике Варвары Даниловой сквозь призму поэзии Серебряного века.//Научный диалог. -№11(1). - 313-326

15. Культурная и спортивная жизнь кафедры

   В ТИ (ф) СВФУ создана целостная система воспитательной и внеучебной работы, направленная на формирование общекультурных и профессиональных компетенций студента. Целью воспитательной политики, реализуемой на кафедре филологии, является обеспечение оптимальных условий для становления и самоактуализации личности студента, будущего специалиста, обладающего мировоззренческим потенциалом, высокой корпоративной культурой, правильной гражданской позицией, владеющего способностями к профессиональному, интеллектуальному и социально-культурному творчеству, воспитание студента-лидера.
   В реализацию внеучебной деятельности в институте включены различные структурные подразделения (отдел по ВУР, культурный сектор и др.), сотрудники кафедры филологии, студенческий актив, который представлен рядом студенческих организаций: ПОС, Студактив общежития, Отряд правопорядка общежития, волонтерский корпус, Совет обучающихся, Совет выпускников, а также Совет родителей обучающихся (председателем которого на настоящий момент является родительница студента кафедры филологии).
   Внеучебная и воспитательная работа кафедры реализуется по приоритетным направлениям деятельности.
   На кафедре филологии ведется организационно-методическая работа по ВУР: выстроена система работы ответственного по внеучебной работе, кураторов/ наставников академических групп, ведется систематическое ознакомление студентов с нормативными документами, информационное сопровождение студентов в различных аспектах.
   Выстроена система социально-педагогического сопровождения студентов, которая позволяет студенту-филологу максимально комфортно чувствовать себя в академической среде, развивать свои ресурсные потенциалы в различных направлениях при помощи лояльного сопровождения кураторами/наставниками, а также выстраивать личные и общественные рамки дозволенного. Большое внимание на кафедре уделяется адаптации студентов-первокурсников к новой среде: это и формирование баз данных студентов-первокурсников, выявление студентов групп риска и социально-незащищенных категорий, консультирование студентов-первокурсников по всем видам социальной помощи в институте, психологическое сопровождение студентов, привлечение первокурсников к участию в культурно-массовых/спортивных мероприятиях, позволяющее включить первокурсников в процесс формирования коллектива, формирования ЗОЖ. Так, студенты-филологи регулярно становятся победителями конкурсов в рамках традиционного «Посвящения в студенты».
   Большое внимание уделяется профилактике девиантного поведения у студентов, проявления экстремизма, национализма, иных видов асоциального поведения студентов. Данный вид деятельности реализуется через участие студентов кафедры во встречах, тренингах со специалистами отдела во ВУР, психологом, в беседах по антитеррористической безопасности, профилактике коррупции и действиям в чрезвычайных ситуациях, по предупреждению экстремизма, чрез тематические кураторские часы, участие студентов в круглых столах по вопросам профилактики со специалистами ОМВД, прокуратуры, ФСБ и иными компетентными специалистами.
   С целью развития культурно-нравственного, творческого, эстетического воспитания студентов, развития их вкуса и лидерских качеств, студенты-филологи регулярно привлекаются к участию в мероприятиях различного уровня (всероссийская акция «Библионочь», посещение тетра, музея, культурных программ на площадках города), а также к участию в них в качестве активного зрителя.
   Занятость студентов во внеучебное время в творческих кружках/секциях плодотворно сказывается на процессе самоопределения, самореализации студента, формирует умение работать на результат самостоятельно и в команде, способствует формированию умения тайм-менеджмента, что необходимо в современных условиях студенту-лидеру.
   С целью активизации активной гражданской позиции студента – будущего лидера общественного мнения – организовано активное участие студентов-филологов в различных мероприятиях города, района и республики: лектории «Патриотизм. Особенности работы власти в государстве», «День народного единства», участие в мероприятиях и акциях, приуроченных ко Дню города; Дню защитника Отечества, акции «Свеча памяти» и другие.
   Через занятия физической культурой, беседы с кураторами/наставниками, фельдшером, представителями медицинских учреждений, участие в спортивных секциях института, мероприятиях института/города/района формируется ЗОЖ студентов-филологов.
   С 2011 года студенты кафедры с 1 по 4 курс, так же как и все студенты ТИ (ф) СВФУ, обучающиеся на «хорошо» и «отлично», ежеквартально получают повышенные государственные академические стипендии по следующим направлениям: «спортивная деятельность»; «культурно-творческое направление»; «общественная деятельность».

16. Основные образовательные программы

Кафедра филологии является выпускающей кафедрой по 2 направлениям подготовки:
- 45.03.01 «Отечественная филология (русский язык и литература)»;
- 45.03.01 «Зарубежная филология (английский язык и литература)».