Кафедра «Электропривода и автоматизации производственных процессов» ТИ (ф) СВФУ
Рукович Александр Владимирович |
|||
канд. геол.-минерал. наук | |||
И.О. Заведующего кафедрой | |||
E-mail: rukovich_tifsvfu@mail.ru |
Телефон | ||
Городской | Внутренний | ||
(41-147) 4-49-83 | 1-01 | ||
Адрес: | 678960, РС (Я), г. Нерюнгри, ул. им Кравченко 16 | ||
Кабинет: | 202 | ||
Прием посетителей | вторник | с 14.00 до 17.00 |
1. О кафедре
Кафедра электропривода и автоматизации производственных процессов Технического института (филиала) СВФУ в г. Нерюнгри имеет статус выпускающей и отвечает за подготовку групп студентов очной (4 года) и заочной (3,5 года и 5 лет) форм обучения по направлениям «Электроэнергетика и электротехника» (профили Электропривод и автоматика; Электроснабжение) и «Теплоэнергетика и теплотехника» (профили Промышленная теплоэнергетика; Энергообеспечение предприятий). В будущей перспективе кафедра планирует расширить перечень профилей подготовки (Менеджмент в электроэнергетике и электротехнике; Электрооборудование и электрохозяйство предприятий, организаций и учреждений; Электрические станции).
Кафедра «Электропривод и автоматизация производственных процессов» открыта 28 апреля 1999 года и в этом году отмечает свое 21-летие. Открытие кафедры и специальностей обосновано острой востребованностью инженерных кадров энергетического направления для регионального производства. Кафедра готовит современных специалистов с характеристиками высокого уровня профессиональной компетентности, что диктуется сложной структурой технологических комплексов промышленности и отраслей энергетики. За многолетний период своей работы кафедра получила у работодателей доверие и статус надежной в гарантировании подготовки перспективных выпускников, имеющих высокий потенциал к дальнейшему росту.
Не мало труда, душевного тепла, чуткости и своего профессионализма за годы многолетней плодотворной работы в подготовку специалистов кафедры вложили: к.т.н., профессор Зенков Д.Ф.; к.т.н., доцент Чепайкина Т.А.; специалист по учебно-методической работе, преподаватель и куратор групп Стефанова Т.А.; к.т.н., доцент Шадрин Г.А.; к.т.н., доцент Чупейкина Н.Н., старший преподаватель; ветеран энергетики Каплун В.И.; старший преподаватель Бирило И.А.; старшие преподаватели и кураторы групп Земская О.П., Удодова Э.О.; старший преподаватель Носов С.Н.; специалист по учебно-методической работе куратор групп Новикова М.А.; старший преподаватель Бугаева М.В.; главный энергетик разреза «Нерюнгринский» ОАО ХК «Якутуголь» Стефанов В.К., директор филиала «Нерюнгринская ГРЭС» ОАО «Дальневосточная генерирующая компания» Старцев А.А., главный энергетик ОАО ХК «Якутуголь» Гудолин М.А., зам. главного энергетика разреза «Нерюнгринский» ОАО ХК «Якутуголь» Антоненков Д.В., шеф-инженер сервисной службы Mining solutions Новгородов А.К., главный механик разреза «Нерюнгринский» ОАО ХК «Якутуголь» Кутьин С.В.; начальник цеха СМНЦ разреза «Нерюнгринский» ОАО ХК «Якутуголь» Жихарев Н.С., начальник управления ЖКХ и Энергетики Нерюнгринской районной администрация Шмидт В.В., зам. начальника по эксплуатации КТЦ филиала «Нерюнгринская ГРЭС» ОАО «Дальневосточная генерирующая компания» Попов И.В., заместитель начальника электроцеха филиала «Нерюнгринская ГРЭС» ОАО «Дальневосточная генерирующая компания» Попов С.В., мастер электроцеха филиала «Нерюнгринская ГРЭС» ОАО «Дальневосточная генерирующая компания» Полумисков М.А., начальник участка обеспечения производства ОАО ХК «Якутуголь» Радулов Николай Николаевич и другие.
За годы существования на кафедре работали и ее выпускники: Антоненков Д.В., Старостина Л.В., Шарипова А.Р., Самигулина Ю.Р., Шацева А.А., Краснятов А.В.
Для успешной и эффективной подготовки специалистов кафедра сотрудничает с Вузами России (МЭИ (ТУ) г. Москва; ЭЛТИ НИТПУ г. Томск; ИРГТУ г. Иркутск, СФУ, г. Красноярск; ТОГУ, ДВГУПС, г. Хабаровск) в рамках обмена опытом, циклового чтения лекционных курсов, рецензирования научных трудов, участия в конференциях, научного руководства, выполнения научно-исследовательских работ; с промышленными предприятиями по основным направлениям деятельности кафедры (прохождение производственных практик, трудоустройство выпускников, использование лабораторной ресурсной базы предприятий, работа в ГЭК, ГАК, участие в научных мероприятиях, прохождение стажировок преподавателями, консультации ведущих специалистов, обмен научно-методической литературой, обмен опытом). Особо активное участие в образовательной деятельности кафедры принимают такие предприятия города как ОАО ДГК филиал «НГРЭС», ОАО ХК Якутуголь, ОАО Колмар.
Мы учим основам и даем образование, которое позволит нашим выпускникам быть конкурентоспособными и интересными для работодателей во всех отраслях и направлениях энергетики. Особенность нашего обучения – вовлечение в постоянный творческий процесс формирования себя, как личности и, как профессионала.
2. Цель (миссия) кафедры
Цель(миссия) ООП по профилю подготовки "Электропривод и автоматика"
ОПОП по направлению подготовки 13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника» имеет своей целью развитие у студентов личностных качеств, а также формирование общекультурных (универсальных), профессиональных и профильно-специализированных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению подготовки и является программой первого уровня высшего профессионального образования. Сформированная ОПОП обеспечивает сбалансированный учет склонностей студентов, профессиональных возможностей профессорско-преподавательского состава и учебной базы, а так же потребностей работодателей региона.
Квалификация выпускника в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом - бакалавр.
Технологические комплексы промышленности и отраслей энергетики требуют высокого уровня профессиональной компетентности специалистов, успешных в формировании профессиональных навыков, обладающих такими характерными чертами деятельности специалиста, как многоаспектность, многоплановость, сочетание различных функций и видов деятельности, специалистов, которые оперативно осваивают новшества и быстро адаптируются к изменяющимся условиям производства. Подготовка бакалавров к профессиональной деятельности, включающей разработку и создание новой техники и технологий, обеспечивающих социальный и экономический эффект, требует развития у студентов широкого комплекса компетенций, знаний, умений и навыков, таких как: способность использовать современные информационные и сетевые компьютерные технологии; контролировать режимы работы электрической техники; осуществлять автоматизацию энергетических установок на базе НВИЭ; осуществлять автоматизацию промышленных установок и технологических комплексов; готовность осуществлять оперативные изменения схем и режимов работы энергообъектов; способность владеть приемами и методами работы с персоналом. Решение данной задачи реализовано при формировании перечня дисциплин вариативной и выборной части учебного плана, учитывая специфику региональных энергопромышленных комплексов, стратегию развития энергетики Республики до 2030 года и постоянно возрастающую потребность рынка труда и стратегических партнеров института в специалистах в области энергетики и электротехники.
ОБЛАСТИ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ:
- энергетические службы промышленных предприятий и ЖКХ
- объекты электростанций и подстанций
- отделы главных энергетиков и электромехаников промышленных объектов
- монтажно-наладочные службы и организации
- отделы проектно-конструкторских бюро и институтов
- лаборатории и цеха электротехнической промышленности
ПРОФЕССИИ В ОБЛАСТИ ОБЪЕКТОВ ТРУДОУСТРОЙСТВА:
- инженер-наладчик электропривода
- инженер проектировщик
- инженер-энергетик
- инженер-электрик
- инженер-наладчик контрольно-измерительных приборов и аппаратов
- инженер-электронщик
- инженер отделов по подготовке производства и ремонта
- технолог
Цель(миссия) ООП по профилю подготовки "Электрооборудование и электрохозяйство предприятий, организаций, учреждений"
Миссия ОПОП: подготовка конкурентоспособных специалистов в области электроэнергетики, способных применять теоретические знания, умения и навыки в своей профессиональной деятельности, нацеленных на профессиональное развитие, способных быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства.
Цели ОПОП: ОПОП по направлению 13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника» профиль «Электрооборудование и электрохозяйство предприятий организаций и учреждений» имеет своей целью развитие у студентов личностных качеств, а также формирование общекультурных, общепрофессиональных и профильно-специализированных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО по данному направлению подготовки и является программой первого уровня высшего профессионального образования. Целью ОПОП в формировании профессиональных компетенций является способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности, способность использовать углубленные теоретические и практические знания, которые находятся на передовом рубеже науки и техники в области профессиональной деятельности, готовность управлять объектами электроэнергетических и электротехнических установок различного назначения, способность к реализации различных форм учебной работы; знание основных особенностей научного метода познания, современных проблем электроэнергетики и электротехники, методов и средств решения естественнонаучных и прикладных задач электроэнергетики и электротехники, структуры, особенностей функционирования и режимов электроэнергетических систем и электропередач; способность применять современные методы и средства исследования, проектирования, технологической подготовки производства и эксплуатации электроэнергетических объектов.
Сформированная ОПОП обеспечивает сбалансированный учет склонностей студентов, профессиональных возможностей профессорско-преподавательского состава и учебной базы, а так же потребностей работодателей региона.
Квалификация выпускника в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом - бакалавр.
Актуальность подготовки: Технологические комплексы промышленности и отраслей энергетики требуют высокого уровня профессиональной компетентности специалистов, успешных в формировании профессиональных навыков, обладающих такими характерными чертами деятельности специалиста, как многоаспектность, многоплановость, сочетание различных функций и видов деятельности, специалистов, которые оперативно осваивают новшества и быстро адаптируются к изменяющимся условиям производства. Подготовка бакалавров к профессиональной деятельности, включающей определение оптимальных производственно-технологических режимов работы объектов электроэнергетики; поддержание и изменение режимов работы объектов энергетики; вести оперативную техническую документацию, связанной с эксплуатацией оборудования; обеспечение соблюдения всех заданных параметров технологического процесса и качества вырабатываемой продукции; проведение монтажных работ на объектах электроэнергетики; осуществлять наладку систем и устройств релейной защиты и автоматизации; проведение испытаний оборудования после ремонта.
Решение данной задачи реализовано при формировании перечня дисциплин вариативной и выборной части учебного плана, учитывая специфику региональных энергопромышленных комплексов, стратегию развития энергетики Республики до 2030 года, задачи энергосбережения современной энергетики России и постоянно возрастающую потребность рынка труда в специалистах в области электроэнергетики, электротехники и ресурсо- и энергосбережения.
3. Положение о кафедре
4. Состав кафедры
Профессорско-преподавательский состав кафедры:
1. Шабо Камил Якуб - к.т.н., доцент (e-mail: kamilshabo@rambler.ru, kia.shabo@s-vfu.ru)
2. Шутемов Сергей Владимирович, - доцент (e-mail: shytemov.sv@s-vfu.ru)
3. Кузнецова Наталья Валерьевна, ст. преподаватель ЭПиАПП (e-mail: nv.kuznetsova@s-vfu.ru)
Внутренние совместители:
1. Шабо Камил Якуб - к.т.н., доцент (e-mail: kamilshabo@rambler.ru, kia.shabo@s-vfu.ru)
2. Шутемов Сергей Владимирович, - доцент (e-mail: shytemov.sv@s-vfu.ru)
Внешние совместители:
1. Мусакаев Махмуд Абдурашидович - к.ф-м.н., доцент (e-mail: ma.musakaev@s-vfu.ru)
2. Дейс Данил Александрович - к.т.н., доцент (e-mail: da.deys@s-vfu.ru)
3. Ермолаев Юрий Владимирович - к.т.н., доцент (e-mail: iuv.ermolaev@s-vfu.ru)
4. Дьячковский Дмитрий Климович - к.э.н., доцент (e-mail: dyachkovsky.dk@s-vfu.ru)
Учебно-вспомогательный персонал:
1. Панарина Наталья Владимировна – заведующий лабораторией кафедры ЭПиАПП (e-mail: panarina.nv@s-vfu.ru)
2. Боронова Ксения Сергеевна - специалист по учебно-методической работе 1 категории (e-mail: ks.boronova@s-vfu.ru)
5. Направления подготовки и специальности кафедры
Направление подготовки 13.03.02:
профиль "Электропривод и автоматика"
профиль "Электрооборудование и электрохозяйство предприятий, организаций, учреждений"
6. Уникальность направления подготовки
Технологические комплексы промышленности и отраслей энергетики требуют высокого уровня профессиональной компетентности современных специалистов. Сочетание обучающих модулей образовательных стандартов и учебного плана, формирующих профессиональные и специализированные компетенции у выпускника, именно по данным направлениям подготовки позволяют подготовить специалистов с востребованными характеристиками.
Достаточная серьезность и специфичность образовательной программы энергетического направления и требования работодателей к практическим навыкам не позволяет ребятам «отходить» от учебного процесса. В свою очередь преподаватели кафедры и института всегда прикладывают много усилий для создания условий и эффективного вовлечения студентов в освоение учебной деятельности и воспитание современного инженера в области промышленной энергетики. Кроме специальных дисциплин студенты знакомятся с разными интересными курсами для профессиональной деятельности: иностранный язык в сфере профессиональных коммуникаций, конфликтология, психологические аспекту управления, информационные технологии; работают с различными прикладными программами для проведения расчетов и создания виртуального образа реального объекта (Mathcad, MathLab, Statisticа, Electronic Workbench, NIUlti Board, TraseMODE, ScadaSystem).
Студенты кафедры имеют возможность реализовать свою творческую любознательность и исследовательский потенциал в работе кружков кафедры: «Малая энергетика Севера», «Электротехника», «Энергосбережение и повышение энергоэффективности». Кафедра приглашает и школьников в Школу молодого энергетика. Ко Дню энергетика на кафедре проходят различные мероприятия: конкурсы эрудитов, интеллектуальные игры, мозговые штурмы, творческие конкурсы креативных стенгазет и макетов реальных энергетических объектов, конференции, круглые столы с ведущими специалистами, руководителями предприятий и выпускниками. Так сложилось, что мероприятия длятся до конца учебного года и способствуют сплочению студенческого и преподавательского коллектива.
По отзывам работодателей, выпускники специальностей кафедры зарекомендовали себя как грамотные, хорошо подготовленные специалисты, имеющие высокий потенциал к дальнейшему росту, имеющие динамичный подход к обучению. По результатам анкетирования работодатели отметили удовлетворенность уровнем подготовки работающих на их предприятиях выпускников. Оценка уровня профессиональной подготовки выпускников работодателями показала: достаточно хороший уровень профессиональной общетеоретической подготовки и базовых знаний и навыков, способность работы в коллективе. Работодатели отметили высокую нацеленность выпускников на карьерный рост и профессиональное развитие, а так же эрудированность, знания в смежных областях полученной специальности. Кафедра всегда гордилась и гордится своими выпускниками!
Сегодня наши стратегические партнеры – работодатели, готовы вкладывать в наших выпускников в период их трудоустройства для дальнейшего обучения и дополнительной квалификации.
Приобретаемые выпускниками уникальные компетенции:
- способность эффективно работать индивидуально и в качестве члена команды, демонстрируя навыки руководства коллективом исполнителей, в том числе над междисциплинарными проектами;
- способность применять современные методы разработки энергосберегающих и экологически чистых технологий, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности людей и их защиту от возможных последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;
- применять способы рационального использования сырьевых, энергетических и других видов ресурсов на электроэнергетическом и электротехническом производствах.
- способность участвовать в работе над инновационными проектами, используя базовые методы исследовательской деятельности на основе систематического изучения научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта.
- осознавать перспективность интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования.
Задачей реализации образовательных программ является формирование у выпускников гуманитарных, социальных, экономических, математических и естественнонаучных знаний, углубленной профессиональной подготовки. Наряду с базовым профессиональным образованием студенты получают знания в области психологии делового общения, управления персоналом, аудита, менеджмента в энергетике, нетрадиционным и возобновляемым источникам энергии. Освоение образовательных программ позволяет выпускникам успешно работать в избранной сфере деятельности, обладать универсальными (общекультурными) и предметно-специализированными (профессиональными) компетенциями, способствующими его социальной мобильности, конкурентоспособности и устойчивости на рынке труда.
Будущее энергетики во многом зависит именно от молодых специалистов – энергетиков завтрашнего дня. При прохождении практики студентам передается весь накопленный опыт, все секреты мастерства.
На кафедре введена интеграционная система «теория-практика-трудоустройство» прохождения производственных практик, позволившая иметь постоянный высокий процент трудоустройства своих выпускников:
Кафедра ежегодно способствует прохождению студентом производственных практик на одном предприятии (цехе) 3 года подряд, что имеет положительные отзывы, как от представителей предприятий, так и от самих студентов. По результатам производственно-преддипломной практики дипломное проектирование желательно выполняется непосредственно по объекту прохождения практики. И как следствие к 4, 5-курсу, как правило, большинство выпускников кафедры уже трудоустраиваются.
Кроме работы комиссии по содействию трудоустройству и распределению на практику, на кафедре проводятся круглые столы-встречи выпускников с представителями и ведущими специалистами предприятий:
- выпускники знакомятся с пожеланиями производственников и с профессиональными требованиями к знаниям и умениям, предъявляемым к инженерам;
- обсуждается результативность прохождения ими производственно-преддипломных практик.
Предприятия и различные отрасли экономики энергетических хозяйств Республики и Нерюнгринского района, в частности, сотрудничают с кафедрой в рамках договоров и соглашений по направлению совместного ведения образовательной деятельности в подготовке выпускников, что позволяет ежегодно анализировать программу подготовки выпускников: развитие вспомогательной базы для лабораторий кафедры; прохождение производственных практик и проведение лабораторно-практических курсов на базе предприятий; непрерывное проведение профориентационных встреч со студентами и школьниками, круглых столов по повышению интереса к профессии и мотивации к процессу обучения, обсуждения проблем и требований к прохождению производственных практик; участие в работе комиссий государственной аттестации и учебном процессе в составе профессорско-преподавательского состава и консультантов в процессе дипломного проектирования.
На основании плодотворного сотрудничества с предприятиями кафедра ведет достаточно результативную деятельность по подготовке выпускников, позволившей сформировать требуемую профессиональную компетентность специалистов, успешных в формировании профессиональных навыков, обладающих такими характерными чертами деятельности специалиста, как многоаспектность, многоплановость, сочетание различных функций и видов деятельности, специалистов, которые оперативно осваивают новшества и быстро адаптируются к изменяющимся условиям производства.
7. Контингент обучающихся всех образовательных уровней
На данный момент на кафедре ЭП и АПП обучаются:
- по очному обучению - 51 студент
- по заочному обучению - 128 студентов
8. Учебная деятельность
1. Образовательный ценз педагогических работников
К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла привлечено не менее 20% преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений: Филиал «Нерюнгринская ГРЭС» ОАО «ДГК»; подразделения ОАО ХК «Якутуголь»; ООО «Мечел Рем-Сервис»; ООО «Нерюнгритеплоналадка»; ООО «AC-systems».
Реализация ООП обеспечивается научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью. Для обеспечения учебного процесса сформирован высококвалифицированный педагогический коллектив, систематически занимающиеся научной и научно-методической деятельностью. В целом по направлениям подготовки не менее 60% преподавателей, привлеченных к учебному процессу, имеют ученые степени или ученые звания. 60% преподавателей, привлеченных к обеспечению образовательного процесса по профессиональному циклу, имеют ученую степень или ученое звание, остальное число преподавателей имеют базовое образование. Доля преподавателей, имеющих ученую степень доктора наук и/или ученое звание профессора – 5% (не менее 6%). 13,3% (до 20%) преподавателей, привлеченных к обеспечению образовательного процесса по профессиональному циклу, являются специалистами промышленных предприятий, имеют стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей и ведущих инженеров более 10 лет, участвуют в реальном современном производственном процессе, постоянно повышают свою профессиональную компетенцию, владеют достижениями практики и вопросами возможного внедрения и реализации научных достижений и личного профессионального опыта в производственный процесс.
Также к учебно-научному процессу привлечены научные сотрудники и профессорско-преподавательский состав научных школ, следующих Вузов с которыми на сегодняшний день достигнуто соглашение и заключены договора о сотрудничестве в совместной образовательной деятельности (работа в ГЭК, ГАК, участие в научных мероприятиях, прохождение стажировок преподавателями, консультации ведущих специалистов, обмен научно-методической литературой, обмен опытом): Московский энергетический институт (технический университет), Ижевский государственный технический университет, Объединенный институт физико-технических проблем Севера СОРАН, г. Якутск, Национальный исследовательский Томский политехнический университет (Энергетический институт), Дальне-Восточный государственный университет путей сообщения, Тихо-Океанский государственный университет, ГОУ ВПО «Иркутский Государственный Технический Университет».
2. Организация учебного процесса
Для обучения специальным дисциплинам внедрено использование современных образовательных технологий - мультимедийные технологии (просмотр научно-популярных фильмов, использование аудио-и-видеоматериалов, работа с электронными презентациями), использование информационных ресурсов и баз знаний, компьютерное тестирование (в среде Аст-Тест), дистанционные информационные ресурсы (электронные учебно-методические комплексы дисциплин).
На учебных занятиях и для самостоятельной работы при выполнении практических и лабораторных работ, расчетно-графических работ, курсовых и дипломных проектов используется программное обеспечение (Mathcad, MathLab, Statisticа, Electronic Workbench, NIUlti Board); при выполнении моделирования реальных объектов энергетики используется – TRASEMODE, SCADAsystem, с целью демонстрации виртуальной реальности сложных технологических процессов.
Самостоятельная работа студентов организована в репродуктивном виде (выполнение расчетно-графических работ, выполнение курсового проекта и работы, подготовка к лабораторному занятию и оформление отчетов), в реконструктивном виде (подготовка рефератов и докладов, эссе), в виде самостоятельного изучения отдельных тем курса.
Для организации дополнительной внеаудиторной учебной деятельности и повышения эффективности выполнения самостоятельных работ студентов имеется кабинет курсового и дипломного проектирования, где представлены учебно-методическая литература, учебные издания на бумажных и электронных носителях, журналы, полный каталог имеющейся в библиотечном фонде учебной и периодической литературы по дисциплинам специальности, перечень web-сайтов с информационными ресурсами по дисциплинам и вопросам специальности, доступ к сети Интернет.
Для совершенствования учебного процесса создан кабинет курсового и дипломного проектирования кафедры: имеется учебно-методический материал по дисциплинам специальности, более 500 экземпляров учебной литературы по направлениям специальности, более 300 экземпляров методических и учебных пособий, более 700 наименований электронной базы учебной литературы, периодическая литература. Все студенты имеют доступ к электронным ресурсам, к работе с представленным учебным материалом, а также к Интернет-ресурсам.
3. Организация прохождения практик
В 2018 году кафедра ЭП и АПП заключила договоры с базовыми предприятиями и учреждениями города и республики АО «ДГК» филиал «Нерюнгринская ГРЭС», АО «Нерюнгриэнерго-ремонт», АО ХК
«Якутуголь» разрез, «Нерюнгринский », ОАО ДРСК «ЮЯЭС», Якутская ГРЭС ПАО «Якутскэнерго», ПАО «Нерюнгринский городской водоканал», ООО «Транснефть-Восток», АО «Горно-обогатительный комплекс «Инаглинский»».
В качестве баз производственной практики выбраны предприятия, отвечающие следующим требованиям:
- соответствие данной специальности и виду практики;
- наличие сфер деятельности, предусмотренных программой практики;
- наличие квалифицированных кадров для руководства практикой студентов.
В рамках долгосрочных договоров ежегодно заключаются договора на прохождение практик студентами. По запросам других предприятий, желаний студентов также могут быть определены иные места баз практик, отвечающие требованиям к подготовке выпускника. Профильное предприятие филиал «НГРЭС» АО ДГК принимает на прохождение производственных практик наибольшее число студентов. Программы практик соответствуют требованиям ГОС направления подготовки специалиста, имеются в бумажном варианте в кафедральной документации, в библиотечном фонде и электронном варианте на официальном сайте в системе Moodle. Положительные отзывы руководителей практик от предприятий имеются. Все материалы практик хранятся на кафедре в кабинете курсового и дипломного проектирования. На кафедре сформирован информационный стенд по вопросам организации и прохождения практик, где представлена информацию по базам практик, требованиям к прохождению практик и защите отчетов, цели и задачи прохождения практик, по перечню сопровождающей методической и технической документации, по списку распределения студентов и другое.
4. Возможности расширения профессиональной и академической (обменные программы) мобильности в период освоения ООП
Возможна работа по обменным программам с Вузами России (Московский энергетический институт (ТУ), Электротехнический институт ТПУ, Иркутский государственный технический университет) в период освоения студентами ООП специальности по факультативным курсам, курсам дополнительной квалификации следующего направления: «Навыки чтения электрических схем», «Инструментальные программные средства для решения прикладных инженерных задач», «Инженерный эксперимент», «Моделирование в технике», «Программное обеспечение электрохозяйства», «Экономика, планирование и организация производства», «Ценологический анализ в энергетике», «Оптимизация и энергосбережение», «Компьютерное обеспечение энергосбережения», «Электробезопасность», «Гидроэлектростанции», «Монтаж ЛЭП и подстанций», «Монтаж гидротурбин и гидрогенераторов».
5. Использование современных методов обучения и форм организации учебного процесса
Преподавателями, обеспечивающими подготовку специалистов по всем циклам дисциплин, применяются различные инновационные методы обучения (активные, интерактивные): метод проектов, деловые и ролевые игры, создание проблемных ситуаций, круглый стол (дискуссия, дебаты); групповые дискуссии, тренинги, неимитационные методы, мозговой штурм, видеоконференция, фокус-группа и др. В целях передачи опыта кафедры ЭПиАПП и повышения качества применения современных методов был организован семинар для ППС института по применению активных методов обучения в учебном процессе.
На дисциплинах общепрофессионального и специального направления реализуется принцип: теория-практика-анализ к формированию компетенции.
При использовании заочных интерактивных и реальных экскурсионных занятий решается задача повышения эффективности усвоения теоретического материала сложных технологических процессов; формирования компетенций в производственных условиях - создается «платформа» для последующего анализа и решения инженерной задачи:
- выполнение заданий на реальных объектах энергетики (при соблюдении требований электробезопасности и условий подключения реально действующего оборудования и приборов электростанции снимаются показания (сравниваются с теоретическими характеристиками) с построением векторных диаграмм – графической интерпретации поведения показателей и параметров энергетических систем)
- построение схем функционирования технологического процесса, алгоритма монтажа и эксплуатации электроустановок с установлением требований к проектированию, наладке и диагностике
- изучение конструктивных особенностей электрических и электронных аппаратов и устройств
При использовании метода сase-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ) формируются специализированные компетенции через:
- анализ производственной ситуации по контролю или срабатыванию элементов релейной защиты и автоматики (щит управления, защиты ВЛ и т.д.)
- разработку собственных шаблонов построения схем и диаграмм.
Применение аудиовизуальных учебных комплексов дает возможность формирования алгоритма действия оперативного персонала с определением необходимых теоретических знаний; моделирование этапа технологического процесса, аварийной ситуации на объекте промышленной энергетики
Использование метода кейс-проекта направлено на совершенствование подготовки специалистов, привитие навыка презентационной защиты решения, повышение эффективности самостоятельной работы студентов, формирование практико-ориентированных компетенций, повышение интереса к профессии - создается «платформа» для научно-исследовательских и дипломных проектов, для подготовки к инновационной деятельности с использованием новых и развития существующих технологий (совместно с предприятиями и компаниями)
Применение данных методов позволяет сформировать у студентов навыки поиска различных направлений решения инженерных задач, включая их моделирование, определения и оценки оптимальных вариантов решения, пояснения причин возникновения заданных ситуаций.
При обучении используются информационные ресурсы, мультимедийные средства, программное обеспечение, дистанционные формы работы со студентами, имеющими возможность работать с учебно-методическим материалом, представленным в системе Moodle.
В учебном процессе по отдельным дисциплинам используются пакеты прикладных программ (ППП), применяемые сегодня в практике предприятий с целью проектирования и моделирования систем технологического процесса, управления и анализа деятельностью предприятия. Практические занятия с применением ППП проводятся в компьютерных классах, которые специализируются по направлениям подготовки и обеспечивают возможность работы на компьютере.
Современная форма организации учебного процесса нацелена на включение студента в различные виды деятельности (познавательные, коммуникативные, исследовательские) и способствует повышению уровня усвоения материала. Данная система реализована через проведение различных по типологии лекционных занятий (лекция-конференция, лекция-визуализация, лекция вдвоем), лабораторных практикумов с виртуальным воспроизведением реальных объектов, заочных интерактивных экскурсий на промышленные предприятия, практических экскурсионных занятий в лабораториях и цехах предприятий, консультационных занятиях с ведущими учеными Вузов России через интерактивные видео лекции, студенческих кружков и творческих групп по интересам, тематических круглых столов, экзамена «в круге», олимпиад, семинарских занятий, самостоятельных работ через решение кейс-проектов, проблемно-поисковых практических и самостоятельных работ, лекционных занятий с учебными фильмами (аудиовизуальными учебными комплексами) и наглядными образцами элементов электрооборудования и аппаратов. В зависимости от цели и вида занятия преподавателями используются групповые, парные или индивидуальные формы обучения. Бинарные лекции позволяют более эффективно готовить практико-ориентированных специалистов, создавать условия для подготовки к прохождению производственных практик, сохраняя тенденцию «теория-практика-трудоустройство» (предприятия – формируют тестовые материалы, задания по практическим курсам и проектам). Используется такая организационная форма, как учебное моделирование научного исследования, студенты применяют полученные ими ранее знания по методике сбора данных (например, по курсу надежности электроэнергетики, в период преддипломной практики), осваивают исследовательские процедуры.
В рамках изучения определённой дисциплины создаются творческие коллективы с нацеленностью на развитие познавательной деятельности и мастерства защиты проекта, формирование специализированных компетенций (в области энергосбережения, прикладной экологии и т.д.).
За период работы кафедры преподаватели за успешную реализацию учебной деятельности студентов являлись неоднократными победителями конкурсов различных уровней: победители конкурса в номинациях «Лучшая web страничка кафедры», «Лучшие контрольно-измерительные материалы по дисциплине», «Лучший электронный комплект тестов» по направлению «Технические науки», «Лучший УМК по дисциплине».
9. Научно-исследовательская деятельность
Преподаватели активно участвуют в конкурсах и конференциях различного уровня, семинарах, круглых столах, международных конгрессах, выставках. За аттестуемый период преподаватели кафедры принимали участие (в том числе в качестве руководителей НИРС) в подготовке статей к публикации в материалах международных конференций в Вузах России, неоднократно принималось участие с докладами на всероссийских, республиканских конференциях и конференциях регионального уровня.
Количество публикаций результатов научной деятельности, в том числе со студентами. Результаты научных исследований, проводимых ППС докладываются на ежегодных научно-практических конференциях и публикуются в периодически выпускаемых тезисах докладов, сборниках научных статей, журналах.
Результаты научной деятельности за последние пять лет опубликованы в изданиях:
- в сборниках материалов международных научно-практических конференций/конгрессов - 50 научных статей (в том числе 12 статей в соавторстве со студентами);
- в сборниках материалов всероссийских научно-практических конференций - 120 научных статей (в том числе 80 статей в соавторстве со студентами);
- в сборниках материалов научно-методических конференций - 33
- в других (сборники научно-практических, научно-технических конференциях республиканского и регионального уровня) - 65 научных статей (в том числе 51 в соавторстве со студентами).
Число статей в реферативных изданиях.
Результаты научных исследований ППС кафедры ежегодно публикуются в сборниках научных трудов (Sworld), научных журналах (Электрика, Горный журнал, Промышленная энергетика, Вестник Иркутского государственного технического университета, Вестник Тихоокеанского государственного университета, журнал Сибирского федерального университета, Современная наука: актуальные проблемы теории и практики), интернет-журналах (Науковедение). За 2009-2019г.г. в российских и зарубежных изданиях (БД Scopus, Web of Science, РИНЦ) опубликовано 31 научная статья.
Количество и наименование изданной научной литературы.
За последние пять лет ППС кафедры опубликовано 11 учебных пособий, из которых 2 с грифом ДВРУМЦ, 1 с грифом СибРУМЦ; 2 монографии издательств LAP LAMBERT Academic Publishing (Саарбрю́кке, Германия) и СФУ (г. Красноярск).
Скачать: Сведения по научно-исследовательским работам
Скачать: Научно-исследовательская работа студентов
10. Методическая обеспеченность учебного процесса
За последние пять лет для обеспечения дисциплин образовательной программы:
Направление подготовки 13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника»
ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ «Электропривод и автоматика»
- преподавателями кафедры для обеспечения дисциплин специальности выпущено
- 17 методических указаний (в том числе 2 для обеспечения практик);
- 11 учебных пособий (в том числе 2 учебных пособия с грифом ДВРУМЦ, 1 учебное пособие с грифом СибРУМЦ, 8 учебных (в том числе учебно-методических) пособий без грифа;
- 2 сертифицированных программных продукта – банк тестовых заданий;
- преподавателями, обеспечивающими подготовку по циклам ГСЭ и ЕН выпущено:
- 10 методических указаний;
- 10 учебных (учебно-методических) пособий (в том числе 3 с грифом ДВРУМЦ);
- 2 сертифицированных программных продукта.
Обеспеченность дисциплин литературой, созданной преподавателями вуза составляет 61,3:
- цикл ГСЭ – 54,5%
- цикл ЕН – 77,7%
- цикл ОПД – 52,1%
- цикл СД – 50%
- цикл ДС – 33,3%
- обеспеченность практик – 100%.
Направление подготовки 13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника»
ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ «Электрооборудование и электрохозяйство предприятий, организаций и учреждений»
- преподавателями кафедры для обеспечения дисциплин специальности выпущено
- 18 методических указаний (в том числе 2 для обеспечения практик);
- 11 учебных пособий (в том числе 2 учебных пособия с грифом ДВРУМЦ, 1 учебное пособие с грифом СибРУМЦ, 8 учебных (в том числе учебно-методических) пособий без грифа;
- 1 сертифицированный программный продукт – банк тестовых заданий;
- преподавателями, обеспечивающими подготовку по циклам Б1, Б2 и Б4 выпущено:
- 11 методических указаний;
- 10 учебных (учебно-методических) пособий (в том числе 3 с грифом ДВРУМЦ);
- 2 сертифицированных программных продукта.
Обеспеченность дисциплин литературой, созданной преподавателями вуза составляет 70 % (таблица №12 приложения):
- Б1 (базовая часть) – 50 %;
- Б2 – 50 %
- Б3 (базовая часть) – 70 %;
- Б3 (вариативная часть) -70 %
- обеспеченность практик – 25%
11. Обеспеченность основной учебной литературой дисциплин кафедры
Объем фонда основанной учебной литературы (с грифами Минобразования России, других федеральных органов исполнительной власти РФ) составляет 58% по количеству от всего библиотечного фонда по направлениям подготовки. В целом обеспеченность дисциплин основной литературой составляет от 86 - 100%. Комплектация изданиями основной учебной литературы по дисциплинам всех профилей соответствует требованиям по степени устареваемости.
Студентам предоставляется возможность подключения к электронным библиотечным системам (ЭБС). Также в библиотеке есть база электронных изданий, в том числе изданий на СД. Для студентов института открыта самостоятельная регистрация пользователей в электронной библиотеке НЭЛБУК ЗАО «Издательский дом МЭИ», позволяющая работать с материалами библиотеки вне стен Московского энергетического института. Систематизированная работа библиотеки в данном направлении позволяет повысить книгообеспеченность дисциплин и расширить возможности доступа к учебным материалам.
Планируется подписание соглашения о возможности пользования информационных ресурсов компании «Техэксперт», которая позволит получать профессиональные консультации от экспертов профиля, знакомится с современными нормативными документами в области электро- и теплоэнергетики, просматривать учебную литературу и т.д.
Кафедра ежегодно оформляет подписку на периодические издания, в соответствии с ГОС по направлению специальности. Доступ к современным выпускам данных изданий студенты и преподаватели могут получить через электронную систему - электронные издания Научной Электронной Библиотеки (http://elibrary.ru):
-«Электрические станции»
-«Промышленная энергетика»;
-«Экология и промышленность России»;
-«Энергосбережение»;
-«Энергетика за рубежом»;
-Известия АН РФ, Энергетика (Электроэнергия. Передача и распределения);
-«Известия вузов», серии: Математика, Физика, Электромеханика;
-«Электроника»;
-«Проблемы энергетики»;
-«Энергетик»;
-«Энергия» (Энергия: экономика, техника, экология; Возобновляемая энергия);
-«Электричество»;
-«Электро» (Электротехника, электроэнергетика, электротехническая промышленность);
-«Электротехника»;
-«Современная электроника»;
-«Электрооборудование» (Электрооборудование: эксплуатация и ремонт);
-«Безопасность труда в промышленности»;
-«Экология и промышленность России»;
-«Электрика».
Данная электронная библиотечная система имеет наибольший переченьнаименований периодических изданий по направлению специальности. С архивными материалами периодических изданий студенты могутознакомиться и в базе системы и в библиотечном фонде института.
12. Материально-техническая база кафедры
Кафедра имеет достаточную лабораторную базу на основе современного лабораторного оборудования, обеспечивает профессиональные дисциплины для повышения эффективности подготовки выпускников по данному профилю.
Кафедра имеет в своем составе учебные (методические) кабинеты, лаборатории и руководит их учебно-методической и научно-исследовательской работой, выполняемой профессорско-преподавательским составом, научными сотрудниками, учебно-вспомогательным персоналом и т.д., в соответствии с индивидуальными планами в основное рабочее время.
В рамках обеспечения учебно-образовательных и научно-исследовательских работ в области инженерной электроэнергетики на кафедре действует учебно-научная лаборатория «Энергетическое и электротехническое образование», в состав которой входят5 учебных лабораторий:
- «Электрические машины. Электромеханика» (УАК, А010) оснащена: стенд для выполнения лабораторной работы «Исследование трехфазного двухобмоточного трансформатора в режимах холостого хода и короткого замыкания» (1 шт.), стенд для выполнения лабораторной работы «Группы соединений обмоток трехфазного трансформатора» (1 шт.), стенд для выполнения лабораторной работы «Исследование двухобмоточных трехфазных трансформаторов при несимметричной нагрузке» (1 шт.), стенд для выполнения лабораторной работы «Исследование генераторов постоянного тока независимого возбуждения» (1 шт.), стенд для выполнения лабораторной работы «Исследование двигателя постоянного тока последовательного возбуждения» (1 шт.), стенд для выполнения лабораторной работы «Исследование трехфазного асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором» (1 шт.), стенд для выполнения лабораторной работы «Исследование асинхронного двигателя с фазным ротором» (1 шт.), стенд для выполнения лабораторной работы «Исследование трехфазного асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором в трехфазном, однофазном и конденсаторном режимах» (1 шт.), стенд для выполнения лабораторной работы «Исследование характеристик трехфазного синхронного генератора» (1 шт.) стол ( 7 шт.), стул (15 шт.)
- «Электротехника и электроника» (УАК, А508), Перечень основного оборудования, учебно-наглядных пособий: Доска -1шт Комплект мебели-16шт Стол 1-тумбовый (ТИ (ф) СВФУ) -1шт Стул -1 шт Тип.комп.учебного оборуд "Электрические цепи"наст ручной, Тип.комп.учебного оборудования "Теория электрических цепей" наст-1 шт., Типов.комп. учебного оборудования "Физические основы электроники- 1 шт , Ноутбук HP Compaq 1.86/512/80/DVD-RW/Wifi, Осцилограф С-1-117, комплект мебели 16 шт.
- «Электроснабжение промышленных предприятий» (УАК, А503), Перечень основного оборудования, учебно-наглядных пособий: Доска (1 шт.), комплект учебного оборудования "Электротехнические материалы" –стенд (1 шт.), крепление для проектора Wize (длина штанги до 64см) (1 шт.), тип.комп. учеб оборудования "Электропривод" наст (1 шт.), типовой комплект уч оборуд "Электрические материалы" наст вар (1 шт.), Типовой комплект учебного оборудования "Электропривод постоянного тока", исполнение моноблочное ручное с осциллографом ЭППТЗ-МРЦ (1 шт.), Типовой комплект учебного оборудования "Асинхронный электропривод", исполнение моноблочное ручное с осциллографом АЭПЗ-МРЦ (1шт), экран Projecta SlimScreen (1 шт.), проектор (1шт.), комплект мебели (18 шт.), стол 1-тумбовый (1 шт.), стул (1 шт.).
- «Электрический привод» (УАК, А012), Перечень основного оборудования, учебно-наглядных пособий: Аудиторная доска (1 шт.); Стол (10 шт.); Стул (20 шт.); Стул преподавателя (1 шт.); Стул преподавателя (1 шт.); Типовой комплект учебного оборудования «Асинхронный электропривод», исполнение моноблочное ручное с осциллографом (1 комплект); Типовой комплект учебного оборудования «Электропривод постоянного тока», исполнение моноблочное ручное с осциллографом (1 комплект); Типовой комплект учебного оборудования «Релейно-контакторные схемы управления двигателей постоянного и переменного тока», исполнение настольное ручное (1 комплект); Типовой комплект учебного оборудования «Электрические станции и подстанции», исполнение стендовое компьютерное (1 комплект): Типовой комплект учебного оборудования «Элементы систем автоматики и вычислительной техники», исполнение настольное, компьютерное (1 комплект), комплект мебели (6шт.).
- «Электрические аппараты и измерения» (УАК, А510), Перечень основного оборудования, учебно-наглядных пособий: Ноутбук Lenovo G50-70 "59420862" i3 4030U/4/500/DVD-RW/R5M230/Wifi, Осцилограф С-1-117-1шт., Проектор NEC Projector NP40G-1шт., Тип.комп. учеб оборуд "Электрические аппараты" исполнение стендовое-1шт., Тип.комп.учебного оборуд "Програмирование микроконтроллеров" ПМ-1шт., Тип.комп. учебного оборудования "Основы цифровой техники" исполнение моноблочное-1шт., Типовой комплект уч.оборуд "Электрические измерения и основы метрологии" наст.ва-1шт., Экран Projecta SlimScreen 160х160см Mattle White S-1шт., Комплект мебели-14шт., Стол письменный-1шт., Стул-1шт., Доска-1шт., Трибуна -1шт., Программное обеспечение, комплект мебели 14шт.
- «Электробезопасность» (УАК, А505). Перечень основного оборудования, учебно-наглядных пособий: Комплект лабораторного оборудования "Основы электробезопасности" (1 шт.), доска (1 шт.), комплект мебели (11 шт.), стол 1-тумбовый (1 шт.), стул (1 шт.), Стеллаж СТ-5 №5744 (1 шт.) экран Projecta SlimScreen 160х160см Mattle White S (1 шт.)
Компьютеризация учебного процесса по циклам основной образовательной программы обеспечивается компьютерными классами, оборудованными современными компьютерами, имеющими выход в Интернет и снабженными пакетами прикладных программ. Учебные занятия проводятся при использовании мультимедийных средств, курсы дисциплин обеспечены наглядными пособиями (презентационный материал, демонстрационные плакаты, электронные плакаты, наглядные образцы элементов объектов профессиональной деятельности).
Для проведения практических занятий и лекций с использованием инновационных образовательных технологий оборудованы мультимедийный кабинеты кафедры А510 и А503 со стационарным экраном, используются мультимедийный видеопроектор (NEC Projector NP40G) и кафедральные ноутбуки:
1. Acer Aspire 7741ZG-P613G32Mikk (LX.PYD001.002);
2. HP Compaq 530 (Microsoft Celeron ® M CPU 520@ 1.60 GHz 160 ГГц, 0,99 ГБ ОЗУ).
Для эффективного и продуктивного выполнения самостоятельных работ (практические, лабораторные и расчетно-графические работы, курсовые и дипломные проекты) по общепрофессиональным дисциплинам компьютерный класс обеспечен (А303) специализированным программным обеспечением. Практические занятия также проводятся в лабораториях кафедры для проведения типовых расчетов с использованием демонстрационных наглядных образцов элементной базы оборудования энергетики.
Лаборатории оснащены лабораторными стендами, вспомогательным оборудованием, методическими указаниями, необходимой документацией (журнал по инструктажу ТБ, журнал неисправностей, паспорта стендов), первичными средствами пожаротушения. Виртуальные лабораторные практикумы проводятся в компьютерном классе на 12 посадочных мест, все требования соблюдены. Предварительно студентам предоставляются методически указания к выполнению лабораторных работ и материалы по допуску к работе со стендами.
Учебные дисциплины специальности обеспечены компьютерами (компьютеры в комплекте Evol-P4-640), которые используются при проведении лекционных курсов с презентационным материалом, практических занятий и лабораторных практикумов (таблица №14 приложения). Все компьютеры института подключены к локальной сети, связывающей структурные подразделения. Имеется также и подключение к сети Internet общей скоростью в 10 Мбит/сек. Для проведения практических занятий и лекций с использованием инновационных образовательных технологий оборудован мультимедийный кабинет кафедры со стационарным экраном, используются мультимедийный видеопроектор (NEC Projector NP40G) и кафедральные ноутбуки: Acer Aspire 7741ZG-P613G32Mikk (LX.PYD001.002); HP Compaq 530 (Microsoft Intel ® Celeron ® M CPU 520@ 1.60 GHz 160 ГГц, 0,99 ГБ ОЗУ).
13. Наиболее значимые публикации сотрудников кафедры
14. Культурная и спортивная жизнь кафедры
Студенты активно участвуют в культурных, спортивных и просветительских мероприятиях (спортивные соревнования, олимпиады, творческие конкурсы и смотры, тематические вечера) различного уровня (институтского, городского, республиканского, российского и международного).
Студенты активно участвуют в культурных, спортивных и просветительских мероприятиях (спортивные соревнования, олимпиады, творческие конкурсы и смотры, тематические вечера) различного уровня (институтского, городского, республиканского, российского и международного).
Студенты кафедры достигли высоких результатов при участии в различных творческих конкурсах, спортивных соревнованиях, интеллектуальных играх различного уровня.
В копилке достижений студентов кафедры имеются призовые места и поощрения по результатам участий во всех мероприятиях на базе института и района.
Достигнутые отличные результаты в учебе, активное проявление в общественной, культурной, спортивной жизни института и кафедры позволяют студентам кафедры получить материальное поощрение в форме повышенных стипендий за достижения в общественной, культурно-творческой деятельности и др.
15. Основные образовательные программы
Кафедра электропривода и автоматизации производственных процессов является выпускающей кафедрой по:
- направлению подготовки 13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника», профили «Электропривод и автоматика», Электрооборудование и электрохозяйство предприятий, организаций, учреждений (прикл.)»;
- специальности 21.05.04 «Горное дело», специализация «Электрификация и автоматизация горного производства.