Директор Технического института (филиала) СВФУ –
лидер современного вуза
В скором времени выпускникам школ предстоит сделать первый шаг навстречу взрослой жизни – выбрать высшее учебное заведение. Каждое образовательное учреждение стремится создать наилучшие условия для развития профессионального, творческого и личностного потенциала будущего студента. Однако сегодня абитуриенту сложно выбрать тот вуз, который удовлетворял бы ожиданиям, имел бы безупречную репутацию и положительный имидж.
Но что такое престижный вуз? Что же является ключевым показателем, по которому выпускники школ выбирают те или иные высшие учебные заведения?
Успешные современные вузы сформировались в первую очередь благодаря лидерам. Лидер вуза – это не только умелый и дальновидный управленец. Он должен четко знать, понимать, направлять деятельность своей организации к эффективным результатам.
Для настоящего лидера важно не останавливаться на достигнутом и постоянно развиваться. Что и делает Павлов Сергей Степанович, директор Технического института (филиала) Северо-Восточного федерального университета. Недавно он прошел обучение в Московской школе управления Сколково – одной из ведущих бизнес-школ России и СНГ, миссия которой – помогать лидерам стать успешными, а также готовить потенциальных управленцев.
Сергей Степанович поделился в интервью личным опытом и впечатлениями от обучения в Сколково.
- Мы знаем, что Вы уже закончили обучение в школе ректоров. Хотелось бы узнать, почему Вы выбрали эту школу?
- Эта программа является приоритетной для подготовки руководителей структурных подразделений, проректорского состава Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Для поступления необходимо пройти конкурсный отбор.
- Какими были Ваши первые впечатления? Оправдались ли ожидания?
- Нет, не оправдались. На самом деле предполагалась классическая система курсов повышения квалификации. А здесь совсем иной подход. Нам говорят: «Всё, что вы раньше изучали – это неправильно». Но мы же все сформировавшиеся, опытные люди, имеющие определенные установки. Система обучения в Сколково ломает сознание, «обнуляет» наработанный жизненный опыт. Это приводит к трансформации представлений о внутреннем устройстве института и позволяет увидеть ранее не замеченные проблемы, которые не дают возможности вузу занять высокую ступень в системе образования. Мы осознаем, что у нас множество проблем, ведь если бы их не было, мы бы были Гарвардом. Что же нужно сделать, чтобы достичь таких высот?
- Помогает ли Вам обучение в школе ректоров на практике? В каких вопросах?
-На самом деле, в жизни зачастую случается так, когда что-то совпадает. Интересно, что мои личные трансформации (не директора Сергея Степановича Павлова, а обычного человека Павлова Сергея) совпали как раз с периодом обучения в Сколково. Потребности в изменениях личной жизни и в профессиональной деятельности возникли у меня одновременно и удачно синхронизировались. Когда это произошло, я посмотрел на жизнь по-другому.
- Сергей Степанович, Вы планируете внедрять полученный опыт в институте? С чего бы хотелось начать?
- Конечно, я хочу внедрить приобретенный опыт. Однако необходимо отметить: в школе Сколково я получил подтверждение тому, что выбранная мною и реализуемая на протяжении последних лет стратегия управления институтом является верной. У нас демократичный подход к работе, мы коллегиально принимаем решения, совместно обсуждаем пути для достижения целей.
На сегодняшний день наша задача – перейти к реальным действиям. Во-первых, одним из важных вопросов является обучение студентов культуре предпринимательства, которая у нас развита недостаточно. Во-вторых, необходимо формировать управленческие компетенции. Каждый студент должен знать, что он лидер, что в будущем он станет мощным, самостоятельным и самодостаточным руководителем. Наши выпускники имеют все шансы стать в будущем директорами школ, руководителями горных предприятий, успешными предпринимателями.
- Коснутся ли изменения направления «Студенческая среда»?
- Это очень хороший вопрос, ведь я планирую изменить структуру всех сфер института. Нельзя поменять одно, а все остальное оставить прежним, так у нас не будет всеобщей трансформации. Поэтому в первую очередь необходимо трансформировать мнение студентов, поменять студенческую среду.
- Как вы считаете, нужна ли психофизиологическая подготовка управленцу?
-Конечно, психофизиологическая подготовка необходима, ведь руководитель-управленец задает тренды. Настроение коллектива зависит от настроения руководителя. Управленец мотивирует, направляет сотрудников на выполнение конкретных задач. Поэтому психофизиологический настрой руководителя всегда должен быть позитивным.
Нам важно достигнуть поставленных целей, и это будет эффективнее, если в коллективе налажены доверительные отношения с руководителем, ведь управленец дает людям возможность дойти до поставленной цели с помощью профессиональных качеств.
- Что нового Вы открыли для себя после обучения в Сколково?
-Я открыл для себя много нового. Важно, чтобы каждый студент формировал для себя мотивационную составляющую, чтобы он знал, чего он хочет добиться в будущем. Каждый студент должен знать, что он лидер, что он станет обеспеченным и самодостаточным человеком. И каждый день в процессе обучения студент должен знать, что он делает все не напрасно – это путь к его успеху.
Я хочу, чтобы каждый выпускник нашего вуза стал успешным и востребованным профессионалом своей деятельности. И я со своей командой приложу максимум усилий для достижения этой цели.
- Спасибо большое, Сергей Степанович, за очень интересную беседу.
Мы уверены, что в будущем полученный опыт поможет Сергею Степановичу модернизировать институт и сделать его одним из ведущих вузов Дальнего Востока.
Ведь, как говорил знаменитый философ ХХ века Карл Ясперс, «жизнь университета зависит именно от личностей». А жизнь нашего института зависит от его лидера, руководителя, директора – Павлова Сергея Степановича.
Петровская А.Р., Седина Д.Р.,
студенты ТИ (ф) СВФУ
Источник: Газета «Индустрия Севера» №19 от 10 мая 2019 года