Итоги работы круглого стола «Взаимодействие школы, колледжа, вуза в условиях инновационного развития системы образования Нерюнгринского района»
Глобальные тенденции инновационного развития мировой и российской системы высшего образования, динамичные процессы в российской экономике требуют поиска, формирования и внедрения соответствующих принципов развития отечественной системы образования.
Мировые стратегии реформирования и модернизации системы образования ставят перед образовательной системой серьезную задачу: повысить конкурентоспособность образования и способствовать формированию имиджа вуза как одного из ведущих образовательных и научных центров.
Динамичные социально-экономические условия в стране, конкуренция на рынке труда по-новому ставят вопросы о необходимости значительного повышения качества подготовки специалистов в области материального производства, современных технологий и экономики. Для этого требуется объединение усилий образовательных учреждений: школ, колледжей, вузов и т. д.
Проблемам эффективного взаимодействия системы «школа – колледж – вуз» была посвящена работа ежегодного совещания, прошедшего 13.02.2020 г. в формате круглого стола.
В работе совещания приняли участие директора учебных заведений, их заместители, члены административных и педагогических коллективов образовательных учреждений, администрация управления образования, представители районной администрации.
Открыла заседание круглого стола начальник Управления образования Нерюнгринской районной администрации Ольга Анатольевна Вицина. В своем выступлении она отметила новый формат проведения Февральского совещания работников образования Нерюнгринского района «Образование для жизни: новое качество», озвучила основные вопросы, требующие тщательной проработки, представила участников круглого стола.
Директор ТИ (ф) СВФУ Сергей Степанович Павлов осветил некоторые существующие проблемы Нерюнгринского района, среди которых:
- нехватка кадров для горнодобывающей, энергетической, строительной промышленности Южно-Якутского региона,
- проблема нехватки школьных кадров по математике и физике – двух профильных предметов для всех технических специальностей,
- отток молодых специалистов из Нерюнгринского района: одаренный выпускник школы – это будущий студент ведущих российских вузов, который вряд ли вернется на малую родину,
- отсутствие единой, централизованной, скоординированной работы школ, колледжей и вуза в решении существующих проблем.
Сергей Иванович Блинков, директор МОУ «Гимназия №1», Гуринова Наталья Петровна, заместитель директора по учебно-методической работе гимназии, выступили с предложением организовать на базе ТИ (ф) СВФУ учебно-тренировочные сборы перед крупными республиканскими и федеральными научными мероприятиями, в концентрированном виде выдавая школьникам теоретический материал и формируя необходимые практические умения.
Заместитель директора по научно-исследовательской работе ТИ (ф) СВФУ Николай Николаевич Гриб выразил готовность сотрудничать со школами в русле научно-методической направленности, включая курсовую подготовку учителей школам по основам научных знаний.
С.И. Блинков поддержал инициативу и предложил открыть в Нерюнгринском районе академические школы на базе Южно-Якутского научного центра Академии наук Республики Саха (Якутия), председателем которого является Гриб Н.Н.
Продолжая тему нехватки кадров по отдельным предметам, заместитель директора по учебной работе ТИ (ф) СВФУ Яковлева Любовь Анатольевна представила варианты повышения квалификации в рамках курсов и программ профессиональной переподготовки, реализуемых на базе ТИ (ф) СВФУ. Об эффективности организации данных программ подробно рассказала начальник отдела по формированию контингента студентов и дополнительного образования Распутина Ольга Валерьевна.
Опытом взаимодействия со школами, в том числе путем реализации сетевого проекта, открытия профильных классов (за счет ведения элективных дисциплин, внеурочной деятельности) поделилась Кузьмина Ирина Ильинична, методист медицинского колледжа.
Зеликова Галина Викторовна, заместитель директора по УВР СОШ №2, вышла с предложением создания координирующего центра, в который войдут представители всех учебных заведений. Его работа будет освещаться в социальных группах (например, ВКонтакте), что позволит оперативно реагировать на возникающие вопросы образования.
Директор СОШ №15 Давиденко Наталья Викторовна предложила продолжить совместную деятельность не только в рамках учебной деятельности, но и в каникулярное время, например, посредством создания летних школ разной направленности. Наталья Викторовна также подняла важную и актуальную проблему развития научно-исследовательских навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья в дистанционной форме.
Данный формат работы со школьниками поддержала Ольга Борисовна Сакал, заместитель начальника Управления образования Нерюнгринской районной администрации. С целью реализации углубленной подготовки Ольга Борисовна предложила проводить дистанционные курсы для школьников, поскольку в последнее время наметилась тенденция не посещать школьные занятия, а обучаться в режиме онлайн у преподавателей российских вузов.
Директор МБОУ СОШ № 1 Ковальчук Наталья Михайловна подняла вопрос о системно-деятельностном подходе, предложила активнее отправлять на практику студентов педагогического профиля, таким образом реализуя сетевое взаимодействие. Наталья Михайловна также выразила готовность прохождения онлайн-обучения не только школьников, но и учителей.
Жилин Сергей Михайлович, директор МОУ ИТЛ № 24 имени Е.А. Варшавского, поднял острую проблему нехватки кадров в области математики и физики в Нерюнгринском районе, вследствие чего ученики нашего района не могут составить достойную конкуренцию в олимпиадном движении школьникам г. Якутска. Сергей Михайлович также указал на необходимость выхода на районную администрацию, поскольку назрела реальная необходимость в подготовке и дальнейшей реализации районной программы по привлечению кадров, так как силами только одной-двух школ эту проблему не решить (необходимо решать социально-бытовые вопросы места жительства, трудоустройства супругов и пр.). Еще одна проблема – реализация командного метода: не должно быть отдельно школьных команд, должна быть единая команда Нерюнгринского района по всем школьным предметам.
Заместитель главы администрации Нерюнгринского района по социальным вопросам Угарова Наталья Николаевна пояснила, что муниципальная программа по привлечению медицинских и педагогических работников существует, однако назрела необходимость ее пересмотреть.
Двухчасовая встреча получилась продуктивной, чрезвычайно насыщенной, информативной. Озвученные проблемы, безусловно, требуют взвешенного, серьезного подхода и обязательного решения, поскольку образование является одним из важных условий развития гражданского общества. Современное образование должно изменяться, чтобы удовлетворять требованиям государства, общества, которое испытывает потребность в образованных людях, способных самостоятельно принимать ответственные решения, устанавливать деловые связи, отличаются мобильностью, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. Одно из условий реализации этих задач – использование традиций и опыта сотрудничества с высшей школой.
Школа и вуз должны выработать наиболее эффективные формы сотрудничества, которые позволят решить обозначенные проблемы в кратчайшие сроки.
Яковлева Л.А., Чаунина Н.В.,
сотрудники кафедры филологии