Есть ли будущее у высшего образования в Южной Якутии?
Директор Технического института (филиала) Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова в г. Нерюнгри Александр Рукович ответил на ряд важных вопросов, рассказал о насущных проблемах и перспективах развития высшего образования в Южно-Якутском регионе.
Александр Владимирович, Вы совсем недавно возглавили Технический институт и сразу погрузились в такой сложный и ответственный процесс, как прохождение аккредитации вуза. Расскажите, пожалуйста, как Вы справлялись с поставленной задачей? Как прошла сама процедура? В этот раз она проходила в новом, дистанционном формате. Что было сложнее всего? Что помогало в трудные моменты?
Я вступил в должность директора 2 октября 2020 года. Надо сказать, что до этого уже постепенно входил в курс дела.
Если говорить о сложности процедуры аккредитации, то первая проблема состояла в том, что нам пришлось перевести всю работу нашего института, проделанную за шесть лет, в электронный формат, чего, я думаю, не делал ни один вуз на Дальнем Востоке. Мы попали под условия пандемии. Как вы знаете, институт должен был проходить процедуру в апреле 2020 года, но в связи с ограничительными мерами аккредитация была перенесена и продлилась с октября 2020 г. по апрель 2021 г. Все это время шла подготовка документов.
Что было сложным? Сложными были организационные моменты, ситуации, связанные с непониманием того, что от нас хотят конкретно, тогда приходилось страховаться, так сказать, дуть на воду. Держала в напряжении неопределенность: что это будет? Как это будет? Но, как показало будущее, все прошло удачно, замечаний к нам никаких не было, и мы аккредитацию прошли очень достойно. Коллектив Технического института отработал на все 100 %.
Что запомнилось? Запомнилось, в первую очередь, что мы в первый раз проходили аккредитацию совместно с головным вузом. Прошлые годы институт проходил процедуру отдельно от СВФУ. В этот раз решения о формировании тех или иных документов, материалов, всего того, что окружало, сопровождало аккредитацию, принимались совместно с головным вузом. Это были почти ежедневные видеоконференции как с ректором, так и с представителями Департамента обеспечения качества образования. Эта работа мне особенно запомнилась, потому что буквально каждый день были критические замечания по отклонениям. Нас постоянно подгоняли: «Вперед, вперед, вперед!» Приходилось проявлять смекалку, но, однако, все ситуации мы выправили и прошли аккредитацию вместе с головным вузом без замечаний.
Александр Владимирович, каждый новый руководитель, как правило, видит по-своему стратегию развития учебного заведения, что-то хочет изменить, внести корректировки. У Вас есть уже план действий на ближайшие 5-10 лет?
Прежде чем мне вступить в должность, ректор Северо-Восточного университета Анатолий Николаев поручил разработать стратегию развития института на ближайшее время. Так как меня избрали сроком на 5 лет, соответственно, и стратегия рассчитана на этот период.
В стратегии делается упор на всецелое развитие Южно-Якутского региона и Нерюнгринского района в частности. Первый этап – обеспечение кадрами предприятий и учреждений района. Осуществлять мы это будем с поддержкой администрации как г. Нерюнгри, так и Нерюнгринского района, а также благодаря естественному приросту населения района в целом. В регионе развивается промышленность, а это, в свою очередь, обеспечит в будущем приток населения. Соответственно, будет расти потребность в кадрах, а также заинтересованность в целевых местах на обучение в вузе по программам бакалавриата и специалитета и в местах, которые нам выделяет по госзаданию Министерство образования.
В этой же стратегии учитываются риски, связанные с ее возможным недовыполнением. В нашей ситуации риски связаны с кадровым вопросом, который возник в результате того, что у нас ушла целая плеяда преподавателей, которые после себя не оставили преемников, не подготовили себе достойную смену. Ушли преподаватели по разным причинам: кто-то по возрасту, кто-то уехал на постоянное место жительства в центральную Россию, кто-то умер, есть, к сожалению, и такие случаи у нас. Таким образом, возникла необходимость кадрового обновления и пополнения. Сами мы, к сожалению, не можем готовить кадры для института здесь на месте, потому что не имеем своей аспирантуры.
Решение этой проблемы мы видим в строительстве современного студенческого общежития с квартирным блоком для будущих молодых ученых, преподавателей, приезжающих из других регионов страны. Естественно, мы будем стараться готовить своих преподавателей, однако конкуренцию с промышленностью по зарплате нам выдержать тяжело.
На данный момент мы ведем эту работу, а также пытаемся решить вопрос по поводу строительства нового общежития совместно с руководством Нерюнгринского района и правительства РС (Я).
Вы недавно ездили в Кемерово. Расскажите, пожалуйста, о цели и результатах командировки.
У меня была поездка в г. Кемерово в Кузбасский государственный технологический университет имени Т.Ф. Горбачева. Там я провел несколько встреч: в первую очередь, с исполняющим обязанности ректора Алексеем Яковлевым, с проректорами по научной и учебной деятельности, а также с представителями Горного института – кафедрой горных машин и комплексов, кафедрой строительства подземных сооружений и шахт и др.
Мы оставили на согласование проект договора о сотрудничестве в образовательной и научной сфере. По образовательному направлению договор предполагает обмен собственными учебно-методическими материалами. КузГТУ готовит специалистов по направлению «Электрификация горного производства», мы вместе будем развивать эту специализацию на Дальнем Востоке.
Научная деятельность будет связана с участием в конференциях, совместным написанием статей в изданиях, входящих в международные базы цитирования Wos и Scopus, публикациями монографий, участием в выставках, симпозиумах, проведением совместных научных исследований, участием в хоздоговорах. Коллеги из Кемерово предложили широкий спектр программ, по которым мы будем вместе работать. Уже обсуждаем примерные варианты исследований на базе наших промышленных предприятий.
Также предполагается обмен преподавателями по ведению специальных дисциплин с целью применения теоретических знаний на местном материале. Например, можно рассмотреть, как осуществляется та или иная деятельность в условиях промышленности Южно-Якутского региона.
В целом, командировка прошла очень удачно и продуктивно. Мы наметили пути совместной разработки образовательных программ, онлайн-курсов и т.д. Коллеги из КузГТУ поделились опытом подготовки учебных материалов при помощи специальной компьютерной программы, которая экономит время преподавателя и позволяет руководителю контролировать качество и сроки выполнения работы. Нам обязательно надо приобрести такую программу, когда она будет полностью отлажена.
Какие еще шаги Вами были сделаны за время работы в качестве директора ТИ (ф) СВФУ? Удалось ли заручиться поддержкой со стороны глав города и района?
С администрацией города и района я начал работать сразу, когда еще был исполняющим обязанности директора. Меня уже знали, поскольку мы с прежним директором, Сергеем Павловым, часто встречались с руководством города и района для решения текущих вопросов.
В этом году наш институт принял активное участие в предвыборной кампании нынешнего главы Нерюнгринского района Романа Щегельняка. С ним мы нашли полное взаимопонимание в вопросах о том, что нужно вузу, что нужно району. Близится приемная кампания, и такую задачу, как заполнение целевых мест, мы будем отрабатывать совместно.
И в заключение скажите, пожалуйста, несколько слов будущим абитуриентам. Почему им стоит выбрать для обучения Технический институт?
Абитуриентам я могу сказать, что сейчас, в условиях ограничений, с введением дистанционных форм обучения популярность высшего образования несколько упала. Рано или поздно все это закончится, и мы будем полностью работать в обычном, традиционном формате.
В этом году при приеме документов на инженерные направления Министерством образования РФ сделаны значительные уступки, послаблениями я бы это называть не стал. Поступая на такие специальности, как «Горное дело», «Электрификация горного производства», «Строительное дело» и др., абитуриентам отсутствие ЕГЭ по физике может заменить при поступлении ЕГЭ по информатике, а если есть еще и ЕГЭ по физике, то это дает преимущество при поступлении в вуз. Причина такой взаимной замены дисциплин в том, что в новых образовательных стандартах по данным направлениям подготовки около 50 % профессиональных компетенций связаны с информационными технологиями.
В нашем вузе в связи с этим нововведением стандарта ведется большая работа. Мы сейчас закупаем оборудование и полностью переоснащаем два компьютерных класса. Планируется приобретение специального программного обеспечения для реализации учебных дисциплин информационно-технологического направления. Будут приглашаться специалисты как с производства, так и из других вузов по программам «Micromaine», «ArcGIS» и другим, предусмотренным учебными планами и рабочими программами.
В целом, я надеюсь, что вуз при мне будет развиваться и дальше. Это зависит не только от моего желания, но и от поддержки, которую нам оказывает Министерство образования и Северо-Восточный федеральный университет. Это, в первую очередь, материально-техническое оснащение. За последние годы мы притормозили его развитие. Сейчас закупаются новые лаборатории на кафедру электропривода и автоматизации производственных процессов, на кафедру горного дела (виртуальная лаборатория обогащения), комплексы специализированных программ на кафедры математики и строительного дела. Так что к новому учебному году мы готовы.
Ждем всех абитуриентов на наших специальностях и направлениях подготовки. Конечно, у нас их немного, мы не можем закрыть все желания и потребности выпускников Нерюнгринского района, однако хочу сказать, что и по направлениям гуманитарного цикла, и по направлениям технического цикла у нас один из самых высоких показателей по трудоустройству на Дальнем Востоке.
Ребята-третьекурсники, обучающиеся по техническим направлениям, как правило, уже работают в качестве специалистов на Нерюнгринской ГРЭС, в «Колмаре», в «Якутугле» и на других предприятиях. Помимо того, студенты кафедр горного дела, электропривода и строительного дела все чаще привлекаются к выполнению хоздоговорных тем. Участвуя в таких проектах, студенты имеют возможность неплохо заработать. Главное – их желание и ответственное отношение к делу.
Благодарим Александра Руковича за содержательную беседу и желаем успехов в реализации всех задуманных планов.
Всю актуальную информацию вы можете найти на официальном сайте Технического института (филиала) СВФУ: https://nti.s-vfu.ru/
По материалам ИА SakhaNews https://www.1sn.ru/263278.html