«Учебное заведение – это Храм науки»: профессор Николай Гриб о своем пути в высшую школу
– Честно говоря, я не мечтал быть педагогом и вообще преподавателем. До этого я 20 лет отработал на производстве и сознательно выбрал профессию геолога, а точнее – геофизика.
Сначала я окончил Старооскольский геологоразведочный техникум, потом геологоразведочный факультет Томского политехнического института. Затем я окончил аспирантуру и защитил диссертацию кандидата геолого-минералогических наук.
– Николай Николаевич, каким был Ваш путь в преподавание?
До того, как стать преподавателем, я 20 лет проработал в Южно-Якутской геологоразведочной экспедиции. Когда кафедру технологии и техники разведки месторождений полезных ископаемых перевели из Якутска в Нерюнгри, Анатолий Васильевич Самохин, заведующий кафедрой, искал преподавателей. Он предложил мне как кандидату наук, хотя я тогда работал на производстве, почитать лекции. Так, с 1995 года я стал работать в нашем филиале по совместительству. Честно говоря, сначала сомневался, но потом мне показалось, что у меня получается. Спустя три года мне предложили перейти работать в институт на постоянной основе.
Меня, конечно, больше привлекала не преподавательская деятельность, а научно-исследовательская, поэтому я 25 лет отработал здесь заместителем директора по научно-исследовательской работе.
Мне кажется, если ты пришёл в высшую школу, то должен заниматься не только обучением. Вообще, обучение в вузе отличается тем, что здесь сочетаются три фактора: образование, наука и воспитание. Поработав здесь, я понял, что у меня получается реализовывать эти три составляющие и работать со студентами. Я совмещал работу зам. директора по научно-исследовательской работе и профессора на кафедре ТиТР, а потом уже кафедры горного дела.
– В чём заключается Ваша миссия как преподавателя? Нравится ли Вам Ваша работа?
– Безусловно, но нужно отметить, что роль преподавателя за последнее время несколько поменялась. Происходит обесценивание знаний как таковых. Любую информацию можно получить в интернете. Поэтому, на мой взгляд, миссия преподавателя высшей школы сегодня – это не трансляция знаний. Преподаватель должен являться неким проводником в мире информации. Тем, кто научит критически осмысливать любую информацию и новые знания. Он заставит сомневаться в том, что было прочитано, потому что в интернете информация не всегда бывает достоверной. Студент должен суметь ответить на вопросы, которые возникают, когда он получает информацию, ну и находить нестандартные решения.
Мне кажется, что сейчас преподаватель высшей школы в большей мере должен не только обучать, но и воспитывать, потому что, говоря с точки зрения преподавателя кафедры горного дела, мы готовим техническую элиту, которая придёт на производство и через какое-то время будет им руководить, будет воспитывать своих подчинённых. Поэтому, когда наши студенты сидят в учебных корпусах в шапках или на подоконниках, я всегда делаю замечание. А прежде чем начать лекцию, говорю, что учебное заведение – это Храм науки, поэтому вы должны выглядеть достойно, как студенты.
Еще один важный аспект подготовки студентов – научная составляющая. Конкурентоспособность современного специалиста зависит не только от его умения, но и от ориентирования в современных технологиях, научных достижениях. Тогда работодатель даст ему хорошую оценку, которая позволит быстро продвинуться по карьерной лестнице.
Материал подготовила
Родина Анастасия, «СтудLife»